И пусть Бродвей отдохнет
В концертном зале филармонии в субботу был аншлаг. Даже на концертах мировых звезд редко бывает, чтобы ни в партере, ни в ложах, ни на балконе не было свободных мест. Артистов встречали и провожали аплодисментами стоя. Говорят, так проходят все выступления ансамбля народного танца «Зори Тюмени».
Как за два часа, не произнеся ни слова, показать на сцене многовековую историю России? Как нужно танцевать, чтобы заставить зрителей плакать, смеяться, удивляться? Если бы я брала интервью у руководителей коллектива не до, а после концерта, обязательно попыталась бы узнать, в чем тут фокус. Хотя, думаю, Галина и Валерий Арцеры, как все талантливые люди, вряд ли сами могут ответить на эти вопросы. Они просто занимаются любимым делом, самоотверженно, увлеченно, вкладывая в работу все силы и душу, на протяжении вот уже тридцати лет.
Юбилейный концерт танцевального коллектива областной филармонии прошел на едином дыхании, без антракта. И все же условно его можно было разделить на две части. Первая – это миниспектакль по страницам истории государства Российского, от древних славян до современности. Уникальное и впечатляющее зрелище: артисты ансамбля народного танца показывают Великую Отечественную войну через песню Владимира Высоцкого «Он вчера не вернулся из боя». И так показывают, что слезы на глаза наворачиваются. А потом – послевоенная тематика, расцвет коллективов народного творчества, во времена которого блистал государственный ансамбль народного танца «Березка». Давно не видно на экранах телевизоров выступлений этого замечательного коллектива, покорившего когда-то весь мир, а вот «Зорям Тюмени» удалось всколыхнуть воспоминания о нем.
Во втором отделении также талантливо, тонко и тепло была проведена тема многонациональности России. Валерию Арцеру-младшему, режиссеру-постановщику юбилейного концерта, удалось без всякого пафоса донести до зрителя тему истинного патриотизма, замешанного не столько на национальной принадлежности, сколько на любви к родной земле и уважении ко всем народам, которые на ней живут и трудятся.
А вместо антракта состоялась короткая торжественная часть из поздравлений от правительства области, администрации Тюмени, департамента культуры. … Знатоки утверждают, что только с приездом Арцеров в областной центр в Тюмени началась история танца. Они начали с создания детского коллектива при школе искусств и за короткое время сделали из ребят серьезных артистов, для которых танец стал частью жизни. Коллектив заметили, начальник «Главтюменьгеологии» Фарман Салманов пригласил «Зори Тюмени» в самый лучший в то время Дворец культуры города – «Геолог». Руководство окружило юных артистов отеческой заботой: у коллектива не возникало проблем с новыми костюмами, организацией гастролей. Только в Москве «Зори Тюмени» выступали по четыре раза в год на самых престижных сценах – в Кремлевском Дворце съездов, концертном зале «Россия», Доме Советов. Участвовали во всероссийских и общесоюзных фестивалях, неоднократно становились победителями самых престижных конкурсов.
В 1985 году тюменский коллектив народного танца впервые выехал с гастролями за границу, за 11 дней дал 18 концертов в Дании, Финляндии и Швеции…
А потом дети выросли, но не захотели покидать коллектив и своих наставников. Но в Тюмени не было возможности продолжать учебу по выбранной танцорами стезе. И тогда по инициативе Галины Вениаминовны и Валерия Александровича была создана кафедра хореографии при институте культуры. Ее выпускники сейчас успешно работают не только в Тюмени, но и в других городах России. Немало учеников Арцеров трудятся в Югре и на Ямале, с которого когда-то начинался трудовой путь семьи хореографов.
Оба сына Галины Вениаминовны и Валерия Александровича пошли по родительским стопам, стали танцорами. Правда, младший из-за полученной травмы вынужден был уйти со сцены. А Валерий Валерьевич успешно продолжает династию хореографов.
… Однажды, выступая с концертом на фестивале в одной из латиноамериканских стран, ансамбль произвел настоящий фурор, исполнив импровизацию на тему «латинос». Танцоры так вошли в раж, что, наскоро переделав русские народные костюмы в подобие мексиканских (избавившись от верхней части и оставив лишь шаровары на широких поясах), выдали такой каскад сложнейших па, что публика буквально взорвалась. С тех пор ни одно зарубежное турне не обходилось без этого случайно родившегося номера, без него артистов не отпускали со сцены.
Это был бесценный опыт, говорят Галина и Валерий Арцеры, который не только крепко спаял коллектив, поднял на новый уровень мастерство артистов, но вдохновил руководителей на новые идеи.
Интересно наблюдать, как народный танец, исполняемый в национальных костюмах, захватывает современного зрителя (а большинство зрителей на концерте были молодого и юного возраста). Рядом со мной и на передних местах ложи сидели иностранцы. Из их общения было понятно без перевода, какое впечатление производит концерт. Значит, не только русскую душу способен пронять народный танец!
Сейчас артисты ансамбля, а вместе с ними и тысячи тюменских зрителей ждут с нетерпением окончания реставрации Дома культуры «Нефтяник», где у «Зорь Тюмени» появится возможность воплощать на прекрасной сцене свои новые творческие проекты.
***
фото: «Зори Тюмени» на сцене филармонии (на первом плане – творческая династия Арцер); мгновения юбилейного концерта.