Когда в тебе звонит колокол
В воскресенье начинается Пасхальная неделя. Издревле ее называли «неделей рождения звонарей». Наверно, самое время познакомить читателей с одним из представителей этой редкой в наше время профессии. Евгению Волкову еще нет и 30. Год назад он окончил ординатуру при медакадемии и сейчас работает педиатром во второй областной больнице. Все свободное от ночных дежурств и дневных приемов время посвящает искусству колокольного звона. Прихожане Всесвятского храма, находящегося возле третьей городской больницы, и жители окрестных домов услышат голоса его колоколов во время пасхальной службы.
– Тому, кто звонит в колокол, обязательно иметь хороший музыкальный слух?
– Звонарь – это, скорее, состояние души, чем образование. До революции, например, у самых лучших звонарей вообще не было никакого образования, многие не умели ни читать, ни писать. Искусство колокольного звона передавалось из уст в уста, от учителя к ученику, выучить его по книгам было невозможно…
Но после революции, когда разрушались церкви и преследовались священнослужители, секреты этого мастерства оказались почти утерянными. Старые звонари умерли, так и не успев передать своего умения молодым. На всю Россию сохранилось только три места, где еще были живы традиции: Псковско-Печерская, Троицко-Сергиева лавры и Новодевичий монастырь в Москве. Традицию колокольных звонов там стали возрождать после Великой Отечественной войны.
– Ваша основная работа и увлечение колокольным звоном не противоречат друг другу?
– И ту и другую стезю я выбрал сам. Теперь они меня ведут, развиваются параллельно друг другу… Начиналось все просто: когда учился в училище искусств по классу фортепиано, меня пригласили петь в церковном хоре. В одной со мной партии пел звонарь Знаменского собора Игорь Сосновкин, он и стал моим первым учителем.
– Какими качествами должен обладать человек, чтобы из него получился хороший звонарь?
– Конечно, необходимо обладать чувством ритма, гармонии, быть координированным, но главное – это желание. Человек может научиться всему. Порой он и сам не подозревает, какими талантами и способностями обладает. Ленивый талант быстро ко всему остывает, поэтому редко добивается успеха… Моя мама, например, преподает музыку в школе «Гармония», обучает детей с двух-трех лет, не боится брать самых, на первый взгляд, неспособных. И в ее руках из «необучаемых» получаются такие, кто показывает лучшие результаты на экзаменах.
А у меня был ученик Павел Терентьев, он левша от природы. Для музыки вообще эта деталь не имеет значения, но в технике колокольного звона наибольшая нагрузка идет на правую руку. Примерно год ему потребовался для того, чтобы «перестроиться», но потом он не только освоил все с блеском, но даже придумал свою собственную трель.
– А вы можете по первому взгляду определить: из этого ученика мастер будет, а из этого – нет?
– Первое впечатление может быть обманчиво. Никогда не знаешь из кого что получится, кто окажется «с изюминкой». С 10-го класса, например, мы учились вместе с Катей Выдриной, вместе поступали в мединститут, только она выбрала хирургию, а я пошел в педиатрию. Столько лет с ней знаком, но никогда не подумал, что она придет учиться колокольному звону. Но это случилось… Теперь она – единственная в городе женщина-звонарь и служит в церкви Целительницы на территории второй областной больницы. При этом она хороший фанатик своей профессии, кажется, что днюет и ночует в клинике…
– Много у вас своих учеников?
– В прошлом году я мог бы сказать, что около десяти, но с этого года исполнилась моя мечта, и меня пригласили преподавать колокольный звон в Тюменском духовном училище. Там есть специальный тренажер, копия звонницы в миниатюре, где студенты могут попрактиковаться, отработать механику, культуру прикосновения.
Еще у меня есть достаточно много друзей-учеников за рубежом, с которыми познакомился по Интернету. Пару лет назад я задумал создать видеокурс по обучению колокольному звону, с показом основных приемов, и выложил эту информацию на сайте «звонарь. ру». Сейчас у меня есть и своя домашняя страница звонаря, здесь хочу собрать воедино все Интернет-ресурсы по этой теме, чтобы человеку было проще ориентироваться в информационном море… И теперь, когда езжу на фестивали пасхальных звонов, часто встречаюсь с теми, кто знаком со мной заочно. Такие ученики и сами многое открывают мне. Мы делимся секретами, рисуем схемы размещения колоколов на звонницах, рассказываем случаи из практики…
– А колокольный звон, предположим, в Америке и в России похожи?
– Мелодика колокольного звона основана на традициях, на фольклоре. Поэтому культуру русского колокольного звона нельзя понять, не зная наших традиций. Она основана на характерном для народных песен многоголосье, на распределении колокольных трелей на три голоса. Поэтому и колокола на звонницах ставят трех видов: малые, которые дают зазвоны и трели, средние и большие – благовестники. Во Всесвятской церкви, например, стоят колокола, отлитые в 2003 году на старейшем в России колокольном предприятии в Каменске-Уральском. Когда-то и в Тюмени был свой колокольный завод братьев Гилевых, который находился в районе улицы Щорса (сейчас их именем названа Гилевская роща), но после революции его разрушили… Самый большой колокол – во Всесвятской – весит 345 килограммов.
Можно, конечно, придумать свой звон, он может быть даже красивым музыкально, но настоящего звона в нем не будет. Ведь колокол – это не просто звукоизвлечение, а особый, «зовущий» мир. Когда-то колокольный звон выполнял вполне прикладную функцию: для тех, кто болен и не может прийти в церковь, он «рассказывал», какая идет часть службы, и создавал определенную атмосферу сопричастности, единства верующих. Не зная этой особой миссии, из колокола можно извлекать любую музыку: и в стиле техно, и хип-хоп, и хэви-металл. Но это не будет классическим русским колокольным звоном.
Кстати, современная школа колокольного звона не стоит на месте, старые традиции обогащаются современными. Например, сейчас в Новгороде живет удивительный человек, прекрасный колокольный мастер Андрей Васильев, юрист по образованию, судья – по месту работы. Он создал свою школу, которая основана на традициях новгородского колокольного звона XV века.
– А бывает так, что колокольный звон вам снится?
– Знаете, редко. Ярко помню только один раз, и, как ни странно, это было, когда еще и на колокольню-то ни разу не поднимался. Но музыку эту помню до сих пор. Ее не воспроизведешь во время службы… Но когда-нибудь на каком-нибудь фестивальном концерте обязательно ее сыграю.
– В одной из книг я прочитала такую фразу: «Если в тебе проснулся звонарь, ты должен знать, где искать свою звонницу».
– Колокольный звон – он особенный. Если хоть раз к нему прикоснулся, он начинает жить внутри тебя. Ты иначе думаешь, иначе дышишь. У каждого человека должна быть своя «звонница», и он обязательно должен ее найти.
***
фото: Евгений Волков на колокольне Всесвятской церкви.