X

  • 17 Декабрь
  • 2024 года
  • № 139
  • 5638

Спасти то, что осталось

В четверг в большом зале Тюменской областной Думы открылась Всероссийская научно-практическая конференция «Наследие Сибири»: мировоззрение, духовность, культура». Ее участниками стали историки, краеведы, писатели и журналисты не только Тюмени, но и Тобольска, Ишима, Кургана, Новосибирска, Томска и ряда других городов. В Тюменской области под охраной государства находятся более пяти тысяч памятников истории и культуры, в том числе на юге – 1674. В Тюмени еще сохранились 75 памятников деревянного зодчества. На реализацию программы «Сохранение историко-культурного наследия», которая действует в нашей области, выделено 420 млн. рублей. Это одновременно и много, и мало, если учитывать объем работ по восстановлению памятников старины. А то, что остается от прошлого, нужно спасать системно и последовательно, – сказал, открывая конференцию, зам. председателя областной Думы, председатель ТРОО «Наследие Сибири» Геннадий Корепанов.
О роли культурно-исторической среды в развитии современного общества говорил на пленарном заседании Евгений Акулич, директор Института сервиса и социально-информационных коммуникаций Тюменской академии культуры и искусств. Под идеальным культурным регионом, по его мнению, следует понимать территорию, которая возникает как закономерный итог предшествующего развития. Сохранение истории позволяет не допустить деградации регионального культурного пространства.
Об этом же рассуждал в своем выступлении и глава Тобольско-Тюменской епархии архиепископ Димитрий.
– Наши проблемы сегодня, – сказал он, – это проблемы эпохи воинствующего атеизма, который разрушал многовековую историю народа.
Даже будучи атеистом, не могу с ним не согласиться. Можно поразному относиться к религии, но при этом признавать один неоспоримый факт: православные храмы представляли и представляют собой овеществленную историю и культуру русского народа. На тобольских храмах, по словам владыки, было 16 дарственных колоколов! Согласно описи Знаменского кафедрального собора 1914 года, в нем хранилось 17 пудов серебра, золота и каменьев в виде крестов, лампад, окладов икон – и все это были дары жителей Тюмени.
Великое разрушение и разграбление храмов – грандиозное преступление, совершенное властью против собственного народа.
Понравилась маленькая история, рассказанная владыкой, которая вполне могла бы стать притчей: в Тюмени на одном из зданий висел плакат: «Наша цель – коммунизм!». В 90-е годы слово «коммунизм» исчезло. Его заменили слова «песок и щебень». И созидательный смысл вывески сменился смыслом разрушительным.
Об особом историческом пространстве Западной Сибири говорил Евгений Казаков, профессор русско-немецкого университета из Новосибирска.
– Вам сильно повезло, – сказал он, обращаясь к молодым участникам конференции – студентам вузов, – вы родились в крае, который богат своим прошлым. Развивайте его…
Развивать, однако, можно лишь тогда, когда знаешь, что и в какую сторону. По мнению Евгения Акулича, в Тюменской области необходимо создать сеть национальных парков, в которые должны войти природно-исторические и этнографические территории. К примеру, в Тобольский национальный парк, помимо архитектурно-археологического комплекса Тобольского Кремля, могут быть включены территории, где происходила битва Ермака и Кучума, место ставки Сибирского ханства, ценные природные ландшафты…
Если Акулич сделал акцент на сохранение исторического наследия, то Татьяна Савченкова, доцент Ишимского педагогического института, говорила о культурной доминанте Западной Сибири, какой, по мнению литературоведов, является автор сказки «Конекгорбунок» Петр Павлович Ершов.
Доклад ее, живой и эмоциональный, привлек внимание всех участников конференции. Хотя, разумеется, он был интересен и своим содержанием. Для большинства присутствующих услышанное стало своеобразным открытием: к примеру, тот факт, что юный Ершов, студент Санкт-Петербургского университета, печатался в одном журнале с А.С. Пушкиным и, более того, на первых страницах издания публиковали стихи и рассказы провинциального автора и лишь затем – «солнце русской поэзии». Или тот факт, что, вернувшись в силу драматичных обстоятельств из столицы в Тобольск, П. Ершов продолжал печататься в столичных газетах – в «Санкт-Петербургских ведомостях», в «Северной пчеле», в «Русском инвалиде». В Сибири Ершов открывает школы – в Тобольске, Ишиме, Тюмени, занимается журналистикой, литературным творчеством, с его помощью возводится храм, он дружит с опальными декабристами, помогает молодым талантам.
В 2009 году – 175 лет сказке «Конек-горбунок», в 2010-м – мы будем отмечать 195-летие ее автора, в 2015-м – 200-летие П. Ершова. Между тем, на родине поэта ни разу не была издана сказка, сделавшая знаменитым его, а значит, и Сибирь.
«Кто хочет узнать поэта, тот должен побывать в его стране», – сказал Гете. В Ишиме разработан туристический маршрут, посвященный жизни и деятельности П. Ершова, создан Литературный музей поэта, в котором ведется серьезная научная работа по изучению его жизни и творчества, строится храм на его родине – в деревне Ершово, издаются ершовские сборники, Санкт-Петербургскими кинодокументалистами снят фильм «Сибирский сказочник»…
– Мы слишком много должны Ершову, – сказала Савченкова, – и это упущение нужно исправить.
***
фото: Дом Колокольниковых – ул. Челюскинцев, 1 (вверху); ул. Хохрякова, 18 (внизу).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта