Урок — это роскошь общения
– Я признательна вам за роскошь общения! – улыбается учитель.
– Вам спасибо! – шелестя страницами конспектов, отвечают ученики.
Так заканчивается почти каждый урок Елены Николаевны Володиной – преподавателя литературы в гимназии N 16. Правда-правда, если бы я сама этого не слышала, то, возможно, и не поверила бы в такие отношения между педагогом и школьниками.
Зато стоит посетить хотя бы один урок Елены Николаевны, и начинаешь понимать, почему именно она стала победителем в профессиональном конкурсе «Учитель года-2008». Динамичная, предлагающая размышлять, высказывать свое мнение, готовая ответить на самый неожиданный вопрос (а ученики их задают!), Елена Николаевна просто не оставляет времени на скуку. А главное, уважительно относится к своим ученикам, в нашем случае, к ученикам 11 класса «В».
В классе Елены Володиной я невольно задумалась: можно ли написать репортаж с урока? Очень даже можно, если урок интересный! Небольшой кабинет литературы и русского языка, цветы на подоконниках, на стене – портрет Пушкина. На белой ткани, имитирующей экран кинотеатра, что закреплена поверх школьной доски, – кадры из известного фильма «Собачье сердце». Знаменитый Шариков – человек с собачьим сердцем в груди – демонстрирует за столом полное отсутствие воспитанности. Понятно, что сегодня ребята начали знакомиться с творчеством Михаила Булгакова.
И ученики, и учитель внимательно смотрят на экран. Некоторые из ребят, предвосхищая события, шепотом произносят фразы из фильма, а экранный Шариков их с готовностью как бы повторяет. Удивляюсь тому, что юноши и девушки, которым 15-16 лет, интересуются не только модными кинопремьерами.
– Елена Николаевна, а ведь Сталин читал Булгакова и даже ходил в театр на его пьесы, – удивленно говорит после просмотра отрывка из фильма одна из учениц. – Почему же тогда произведения Булгакова перестали публиковаться?
Определенно, вопрос не ученика, который слышит о писателе впервые. Как выяснилось чуть позже, даже вводные лекции в творчество кого-то из писателей у Елены Николаевны превращаются в настоящий семинар. Скорее, это дети рассказывали друг другу о Булгакове, а педагог только направлял беседу, задавая нужные вопросы и добавляя детали, которых ребята не знают. Если бы я не была уверена в том, что ни ученики, ни учитель заранее не знали о нашем визите, то обязательно подумала бы, что попала на специально срежессированный открытый урок литературы.
– Я разработала систему обучения, при которой дети не только заучивают факты, но и учатся правильно, красиво и свободно говорить, размышлять вслух, – объяснила после урока Елена Володина. – Так что учеников 11-го «в» трудно напугать новой темой. Это эрудированные, любознательные ребята!
– Они вам сразу такими достались?
– Любознательными – да. А эрудиция – наша общая заслуга. Ведь помимо уроков, я еще веду несколько факультативных занятий, где даю дополнительную информацию, где мы говорим о книгах и кино… Мои ученики, на кого ни укажи – это таланты. Среди них есть победители городских и областных олимпиад, поэты и юные литературоведы.
– Но те ребята, с которыми вы работали на конкурсе «Учитель года», видели вас впервые… Что оказалось самым сложным?
– Не общение с учениками! Самым сложным для меня стало понимание всей той ответственности, которая на меня была возложена, – разводит руками Елена Николаевна. – Я не могла оказаться хуже других, потому что у меня были очень сильные учителя, и я не могла ударить в грязь лицом.
– А ведь это не первый ваш конкурс?
– Да. В 2006 году состоялось сразу два конкурса. Мои ребята стали победителями областного конкурса творческих работ «Моя классная – самая классная». Они подготовили замечательную презентацию обо мне и нашем классе. Потом я была названа лучшим учителем в рамках национального проекта «Образование». В этом году победила в городском конкурсе «Учитель года», теперь вот в областном…
– Готовились к нему? – Знаете, главным и основным периодом подготовки к нему были все 14 лет моей работы в гимназии N 16. А больше я нигде не работала и не хочу…
– Но ведь вы – кандидат филологических наук… Неужели никогда не думали о том, чтобы работать на филологическом факультете университета?
– Предложения такие были. Но дети держат! У нас здесь такая уютная, даже домашняя атмосфера, что уходить жаль. К тому же, школьники пребывают еще в том возрасте, когда в их головы и души можно вложить толику прекрасного. А студенты уже более сформированы, с ними сложнее. Да и отношения «преподаватель-студент» более дистанцированы, нежели «ученик-учитель». Словом, не отпускают дети, неравнодушные дети. А работы так много, что покой мне даже и не снится!
***
***
фото: Елена Володина; урок ведет Елена Володина.