Хроники генплана: взгляд в прошлое в интересах будущего
Насколько повредило градостроительной сфере Тюмени отсутствие генерального плана в течение долгого периода времени – последних 20 лет? Таким вопросом задались организаторы пресс-клуба «КВ – диалоги о недвижимости», которые посвятили очередное заседание, проведенное 9 апреля, этой «избитой», но не потерявшей своей актуальности теме.
К разговору решили пригласить тех, кто так или иначе участвовал в разработке этого документа, и рассмотрели хронику его создания. В процессе воспоминаний выяснилось много интересного. Так, оказывается, город мог вполне спокойно жить по генеральному плану 1987-го года, разработанному ленинградскими проектировщиками, но благодаря стараниям Валерия Кулачковского, бывшего в то время главным архитектором города, началась работа над новым генпланом.
«В 1997 году я пришел к Степану Михайловичу Киричуку с предложением о создании нового генплана, – вспоминает Кулачковский. – Причин было две. Во-первых, изменилось федеральное законодательство, в частности, появился Земельный кодекс. Во-вторых, генплан, разработанный в социалистические времена, совершенно не подходил под новый формат жизни. Три года ушло на обоснование и «выбивание» финансирования, в 2000 году наконец-то начали разработку».
Почетную обязанность выработать единую концепцию генерального плана возложили на этот раз не на иногородних проектировщиков, а доверили местным архитекторам из проектного института «ГРАДЪ». Со своей задачей они справились на «отлично», детально проанализировав сложившуюся на тот момент ситуацию. Анализ показал, что город задыхается и истощен, организм его подорван. Отсутствие хорошо продуманной и реализованной схемы транспортных магистралей привело к тому, что центр Тюмени перегружен транспортом, а периферийные районы, наоборот, жестоко страдают от его отсутствия. 50% территории города находится в зонах вредного воздействия. Затопляемая пойма реки Туры – в состоянии запустения.
Проблемы были налицо, и решать их надо было в обязательном порядке, однако работа над генпланом шла ни шатко, ни валко.
«Я очень хорошо помню, как это было, – говорит депутат городской Думы Юрий Коновалов. – Речь о генплане шла еще на самом первом заседании самой первой Думы. Впоследствии мы порядка пятнадцати раз, за всю мою бытность депутатом, возвращались к этому вопросу».
Затем были первые и вторые публичные слушания, смена мэров и депутатов… А город жил и ждал новостей: что же там с генпланом?
На первом же заседании городской думы пятого созыва – 27 марта 2008 года этот документ с трудной судьбой был принят, и стало, наконец, понятно, как город будет развиваться дальше.
Эксперты пресс-клуба, в частности, директор департамента градостроительной политики Андрей Спиридонов и директор ООО «Геопроект» Сергей Лесков отметили, что «принятый генплан, конечно же, не идеален, но идеального документа мы бы не добились никогда, а жить и строить, и знать, как жить и как строить, мы должны сейчас».
Общее же мнение застройщиков по теме выразил первый заместитель директора компании «Тюменинвестстрой» Максим Кривцов. По его словам, генплан определил стратегию развития города, но максимально оперативно сегодня нужны тактические решения, в частности, Правила землепользования и застройки. Без них реализация новых проектов затягивается, а застройщик теряет деньги. И хорошо бы, если бы при разработке этих правил были учтены предложения и мнения самих застройщиков.
Резолюция с основными пожеланиями и высказываниями участников заседания направлена в аппарат Тюменской городской Думы. Теперь слово за депутатами.