Тюмень, улица Осипенко
Оксана Чечета
Вспомните, сколько раз вы произносили фразы вроде: «это здание находится на Осипенко», «нужно ехать по Осипенко»? Да почти каждую неделю.
И это верно, ведь улица — одна из гостевых и основополагающих в нашем городе. Раньше мы посещали ДК «Нефтяник» с его концертами и торжествами, сегодня пристально следим за реконструкцией здания. Каждый тюменец знает, где расположен Дом печати. Мы любуемся домом Же-накова, учимся в одном из корпусов госуниверситета, расположенного здесь.
Кстати, Осипенко — это уже третье название улицы. Изначально она называлась Томской. Потом — Ежова — в честь Николая Ежова, наркома внутренних дел СССР, давшего свое имя эпохе массовых репрессий. Помните выражение про «ежовы рукавицы»? Оно имеет к нему прямое отношение.
Почему тюменская улица названа — Осипенко? На мой мини-опрос самым распространенным был ответ: «Не знаю, не интересовался». Или — «В честь коммуниста какого-нибудь». Или -«Может, был известный Осип?».
Всего один, к слову, очень эрудированный человек, припомнил, что «была такая летчица». Он прав. Была.
***
Ей бы в небо
Действительно, летчица была. Если расспросить знатоков истории, то о Полине Осипенко можно услышать совершенно разные мнения. Одни называют ее «страшной женщиной» за известную мужественность и, может быть, сверхчеловеческую преданность летному делу. Другие восхищаются ее смелостью и трудолюбием. По сути, и любят, и не любят в ней одно и то же.
Полина Осипенко (в девичестве Дудник) родилась 8 октября 1907 года в селе Новоспасовка, которое сейчас называется селом Осипенко, Запорожской области. Многодетная семья, где она была девятым ребенком, жила совершенно по-крестьянски. Девочка училась в начальной школе, как и другие дети, помогала родителям ухаживать за домом, животными и огородом. А потом окончила курсы птицеводов и быстро стала заведующей колхозной птицефермой.
Казалось бы, чем не карьера? Но целеустремленную и, в общем-то, суровую девушку манило небо. Поэтому в 1930 году она попробовала поступить в первое в России и старейшее летное училище, расположенное в Волгоградской (тогда — Сталинградской) области на берегу реки Кача. Первая попытка поступить в Качинское училище провалилась, а потому, чтобы быть поближе к пока неосуществленной мечте, устроилась на работу в столовую пилотов. Пусть хоть официанткой, но на аэродроме!
Полина времени даром не теряла. Полеты происходили с нескольких площадок, куда в обеденное время на самолете У-2 доставляли еду. В этих постоянных «кухонных вояжах» летчики-инструкторы разрешали Полине управлять самолетом. И она выучилась. А потом упросила Ворошилова, который приезжал в училище с визитом, зачислить ее в училище, которое и окончила в 1933 году.
Служила летчиком, командиром звена в истребительной авиации. Летом 1937-го побила три мировых женских рекорда высотных полетов с грузом и без груза.
***
Гризодубова, Осипенко, Раскова
Говоря о Полине Осипенко, невозможно не вспомнить еще двух женщин, вместе с которыми в 1938 году она совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток на двухмоторном самолете «Родина». Кроме Полины Денисовны, экипаж составили известные советские летчицы Валентина Гризодубова, командир экипажа, и Марина Раскова, штурман. Полет длился 26 с половиной часов. Они установили международный женский рекорд дальности полета.
Вылетели 24 сентября. На высоте более семи тысяч метров женщины отчаянно мерзли. Из-за разреженности воздуха им пришлось работать в кислородных масках. Из-за сильной облачности снизиться было невозможно. По плану полета летчицы должны были изменить курс, пролетая над озером Байкал, и выбраться к Транссибирской магистрали. Но облачность не давала рассмотреть местность, а радиосвязь прервалась еще в начале перелета. Экипаж боялся пересечь китайскую границу, поэтому было принято решение лететь только вперед. В районе реки Амгунь выяснилось, что горючее на исходе, а внизу — тайга. Моторы начали глохнуть. Гризодубова приказала Расковой прыгать с парашютом,
что та и сделала, а остальные члены экипажа постарались более или менее удачно посадить самолет, который, кстати, при посадке почти не пострадал.
На поиски летчиц были мобилизованы свыше 50 самолетов, сотни пеших отрядов, следопыты на лошадях и оленях, рыбаки на лодках и катерах. Их нашли 3 октября. На парашюте им сбросили резиновые сапоги, термосы с горячим какао и карту района. Марина Раскова подошла к самолету только 5 октября, и подруги дождались ее. Во время прыжка с парашютом она потеряла один унт и шла по тайге почти босиком.
Обратно в Москву отважные летчицы ехали/i специальным поездом, украшенным цветами. Полина Осипенко оказалась единственным членом экипажа, кто не слег с воспалением легких после трудного путешествия.
***
Визит в Тюмень
Каким же образом Осипенко причастна к нашей, тюменской жизни? Самым непосредственным.
Возвращаясь в Москву на поезде, Полина Денисовна выходила почти на каждой станции, где ее уже ждали толпы почитателей. Проезжала она и через Тюмень. На нашем вокзале была сооружена временная трибуна, с которой Осипенко произнесла короткую речь, немного рассказала и о самом перелете. Она пробыла здесь всего около получаса, столько длилась стоянка поезда. Ее подруги «к народу» не выходили, мешала болезнь.
А по возвращении в Москву, 2 ноября 1938 года всем трем летчицам были присвоены звания Героев Советского Союза и вручены ордена Ленина.
… Наверное, это был первый и последний миг абсолютной славы Осипенко. В мае 1939 года, будучи уже майором и работая в летной инспекции, она должна была принять участие в сборах командиров для тренировки в «слепых» полетах. По предложению Героя Советского Союза Анатолия Серова, так же проходившего обучение на этих курсах, летчики разделились на пары. Один находился в закрытой кабине, другой — в открытой, вместо инструктора. Потом менялись. 11 мая сам Серов вылетел на задание с Полиной Осипенко.
Сначала она находилась в закрытой кабине и вела машину вслепую. В это время Серов, сидя в передней открытой кабине, корректировал полет. После сел в закрытую кабину он.. Самолет вошел в штопор, из которого пилоты не смогли его вывести…
Урна с прахом Полины Осипенко замурована в кремлевской стене. Был объявлен траур. В память о погибшей героине в Тюмени бывшая улица Ежова, уже снятого к этому времени со своего поста, была названа в ее честь. А тот район в Хабаровском крае, где совершил посадку самолет «Родина» до сих пор официально называется — район имени Полины Осипенко.
***
фото: улица Осипенко днем; Полина Осипенко; Осипенко, Гризодубова, Раскова; внизу — бывшая пожарная каланча; дом под номером 25 — памятник истории и культуры регионального значения, и таких зданий на улице несколько; тихо и пустынно, как будто это городская окраина; ДК «Нефтяник» — в строительных лесах: продолжается его реконструкция; сегодня и здесь заметно причудливое смешение архитектурных стилей, силуэтов старой и новой Тюмени.