Стратегические секреты, открытые всем
Главным «пунктиком» III регионального форума «Уральский меридиан» стали новые методики организации муниципального хозяйства. На подобные межрегиональные форумы представители муниципальных образований, входящих в состав ассоциации «Города Урала», собираются обычно раз в год. В 2006 году подобное мероприятие проходило в Челябинске, а 2007-м оно было отложено и по ряду объективных причин перенесено на начало этого года. Выбор пал на Тюмень и Тобольск. Представители многих городов ассоциации давно хотели познакомиться с тем, как решаются вопросы жизнеобеспечения в городах с таким бюджетом, такими возможностями и перспективами.
Заявку на участие в тюмен-ском форуме оформили представители девяти уральских городов (Воткинска, Далматово, Катайска, Озерска, Орска, Сатки, Челябинска, Шадринска, Екатеринбурга) и пяти городов севера Тюменской области (Мегиона, Муравленко, Нягани, Салехарда и ХантыМансийска). При всем многообразии путей решения, коммунальные проблемы у всех, по сути, одни и те же. Поскольку и корни одни – многолетняя запущенность ЖКХ. Поэтому, по словам вице-губернатора Сергея Сарычева, не стоит изобретать велосипед или открывать Америку, если кто-то из соседей «в двухстах километрах» что-то уже открыл или изобрел. Не стоит отмахиваться от опыта коллег, даже если предлагаемая система кажется спорной или, применительно к данному региону, неосуществимой. Лучше искать позитивное зерно и пытаться культивировать его на своей почве. Но для такой кропотливой «селекционной» работы, считает вице-губернатор, надо быть готовым «перевооружиться мозгами».
Незыблемость этого «большого пути», по мнению главы администрации Тюмени Евгения Куйвашева, должна держаться, как минимум, на трех коммунальных «китах»: инвестиционных соглашениях со всеми ресурсоснабжающими организациями, выстраивании взаимоотношений с управляющими компаниями и создании новых форм хозяйствования в виде имущественных комплексов.
Сложность состоит в том, что любая «выбоинка» и «ямка», любая ошибка будет у всех на виду. Потому что это касается каждого горожанина. Мозговой штурм на форуме начался с доклада Николая Родина, первого заместителя генерального директора ООО «Тюмень Водоканал». Он дал подробную характеристику системы водоснабжения города, рассказал о наиболее уязвимых точках и предлагаемых путях выхода из трудных ситуаций на основе реализации долгосрочной инвестиционной программы. Главная идея в том, что проблемы водоснабжения надо решать не локально, а в комплексе, с запасом на перспективу. Сделать это непросто даже в Тюмени, которая, по сравнению со многими городами Уральского региона, имеет преимущественное положение по запасам природной воды. Но вода из заболоченных источников не пригодна к употреблению. Поэтому, при избытке природной воды, в городе периодически ощущается дефицит питьевой, что связано с возрастающими нагрузками на систему водоснабжения.
Бурное жилищное строительство повышает нагрузку и на систему канализационных стоков. Наращивание мощностей очистных сооружений в Тюмени стало настолько актуальным, что предприятие вынуждено было обратиться в Министерство обороны по отведению земель военного назначения. Необходимо искать и более эффективные методы очистки сбрасываемых вод. Обеззараживание хлором – позавчерашний день, доказано, что этот реагент негативно влияет на флору и фауну водоемов. Поэтому уже в этом году на тюменских очистных сооружениях будут применять метод ультрафиолетового обеззараживания стоков. Чистая вода – дорогое и хлопотное дело. Одна только станция ультрафиолета обошлась предприятию в 130 миллионов рублей.
По-своему борются за качество питьевой воды и за чистоту стоков в Екатеринбурге. По словам Александра Пьянкова, заместителя директора екатеринбургского МУП «Водоканал», в городе нет в достаточных количествах своей воды, ее приходится перебрасывать из Челябинской области. Отсюда многолетняя проблема – низкое качество питьевой воды, высокое содержание в ней синезеленых водорослей. Для модернизации своей системы водоснабжения уральцы тоже разработали инвестиционную программу, основанную на разных источниках финансирования, в том числе и из федерального бюджета.
В Екатеринбурге экспериментируют, ищут наиболее оптимальные способы очистки воды. Применяют дорогостоящий и не производящийся пока в России диоксид хлора, сохраняющий бактерицидные свойства на протяжении семи суток, а также мало еще используемый суперсовременный титановый коагулянт. Прокладывают водоводы из стеклопластика. Внедряют акустическую систему ввода реагентов. На очистных сооружениях применяют самопромывающиеся фильтры двойного действия.
Кстати, свердловчане наметанным глазом подметили, что в Тюмени вода из крана по вкусу отличается от той, которую можно попробовать на очистных сооружениях.
Скромным опытом реализации коммунальных проектов поделился и Алексей Морозов, глава Саткинского городского поселения. Их инвестиционный проект реализуется на паритетных началах с Чехией. На имеющиеся в распоряжении муниципалитета средства проводят биотермообработку сточных вод, устанавливают приборы учета воды на каждый дом.
Участникам форума был интересен и опыт организации управления жилищным хозяйством в Екатеринбурге. Все управляющие компании здесь являются частными, муниципальных не осталось. Их как форму управления многоквартирным жилыми домами избрали 70% жителей. Создать ТСЖ или ЖСК предпочли чуть больше 20%. В некоторых городах-спутниках Екатеринбурга пошли на риск и повысили с населения сбор на нужды капитального ремонта жилья до трех рублей за квадратный метр.
«И как на это реагирует население?» – спросил председатель Тюменской городской Думы Сергей Медведев. Олег Санжанов, начальник управления ЖКХ Екатеринбурга, ответил: «Люди платят спокойно. Правда, потом спрашивают: «А где деньги?»
«Где деньги?», – спрашивают в городе Шадринске и автомобилисты. На что власти только разводят руками. Говорят, что на выделенные средства дороги можно только латать. Весной, по словам Алексея Кокорина, главы этого города в Курганской области, 70% дорог с твердым покрытием требуют незамедлительного ремонта. Где взять столько денег? Выходом из положения, считает он, могли бы стать транспортные налоги – если бы они оставались в городе, а не уходили выше. Проблемой является и отсутствие проектных организаций, способных осилить масштабные работы по разработке ПСД на всю улично-дорожную сеть.
Мнение главы Шадринска поддержал Анатолий Шуваев, заведующий кафедрой автомобильных дорог ТюмГАСУ. Профессор добавил, что начинать надо с азов – с создания нормативно-правовой базы. Законы, разработанные в 80-х годах, когда все дороги находились в введении Минкомхоза, давно устарели и не соответствуют действительности…
… Завершая трехчасовое заседание, директор исполнительной дирекции ассоциации «Города Урала» Анатолий Ярошевский оценил первый день работы форума в Тюмени как «очень насыщенный и результативный». Хотя результаты теоретического обмена опытом, как правило, на практике видны не сразу.