X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

… И три неизвестных солдата

Продолжение. Нач. в NN 49, 51, 52, 56, 57 Наше исследование, как видим, несколько затянулось. Но как только выйдет в свет третий том, точнее – вторая книга второго тома «Запрещенных солдат», – и бывшие военнопленные выстроятся перед читателем словно на перекличку от «А» до «Я», каждый из читателей сможет исследовать это явление самостоятельно и полно. Перед читателем 5000 фильтрационных дел. Можно изучать возраст «запрещенных солдат», их профессию, образование. Распределить их по воинским частям и даже сражениям…
А мы попытаемся ответить на вопросы, которые ставили перед собой в самом начале. Пожалуй, это самые трудные вопросы.
Например – мифологический. Он касается того, что называется солдатским братством, так широко и выпукло освещенным в отечественной литературе, долгие годы лепившей образ советского солдата, благородного, мужественного, «жизни не жалевшего за други своя». Вспомним, как в «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого комиссар убеждал безногого летчика, что он сможет летать на истребителе: «ты ж советский человек!» Хотя Булгаков говорил проще: «Люди как люди»…
А что говорили о том же «запрещенные солдаты», которые были в тех же сражениях, хотя и вернулись домой не в увитых цветами и плакатами эшелонах, а через немецкую и советскую каторгу?
Дальше – никаких комментариев. Только цитаты из фильтрационных дел, цитаты точные, за это автор ручается. Потому что каждая из них скреплена не только подписью бывшего пленного, но и рукою оперуполномоченного контрразведки «СМЕРШ», которая шутить не любила.
Эпизод первый.
«… Финны перешли в контрнаступление. В этот момент меня ранило осколком снаряда в ногу, живот и руки. Я идти не мог. Наши бойцы, отступая на моих глазах, меня не подобрали. Часа через два меня подобрали финны, сделали перевязку». (Из фильтрационного дела рядового маршевой роты Петкевича Михаила Федоровича из с. Чапаевка Армизонского района. Попал в плен 8 сентября 1941г. на ст. Свирь. Дома остались шестеро детей, старшему – 11 лет.)
Эпизод второй.
«… Во время очередной бомбежки меня сильно контузило. Очнувшись, я увидел, что лежу на обочине дороги рядом с убитыми бойцами, а по дороге в сторону Новочеркасска двигаются немецкие танки. Меня подобрали вместе с другими ранеными и увезли в лагерь для военнопленных». (Из фильтрационного дела младшего лейтенанта Ивана Ржевского, 605й отдельный батальон связи 228-й дивизии. Лето 1942г., Ростовская область – на дороге к Дону)
Эпизод третий.
«… Весь наш 811-й полк попал в окружение. Я был ранен пулей в лицо. Я начал перевязывать рану, а сидевший со мной в одной ячейке Барнев Прокопий, из деревни Неживое нашего же Казанского района, куда-то ушел. Я остался один. Ко мне подошел немец, толкнул ногой и скомандовал вылезти». (Рассказ Дмитрия Алексеевича Панина, из 229-й «ишимской» дивизии. Панин отступал к Сталинграду. Дома остались пятеро детей).
Эпизод четвертый.
«… Контуженного от взрыва танка меня подобрали немцы и отправили в госпиталь при лагере военнопленных в г. Харьков» (Из фильтрационного дела Устюгова Флегонта Антоновича, 1897 г., д. Карачино Нижнетавдинского района, рядовой танкового десанта 11й танковой бригады. 14 июля 1943 года, Белгород).
Эпизод пятый.
«… В часть прибыл 14 ноября, а 18 ноября я участвовал в бою. В тот же день я был ранен, оставлен на поле боя, где меня подобрали в плен немцы и увезли в г. Орша, где поместили в лазарет». (Из фильтрационного дела Александра Павловича Носова из Аромашевского района. Взят в плен в ноябре 1943 года).
Эпизод шестой.
«… Меня засыпало землей. Когда немцы заняли наши траншеи, они меня откопали и взяли в плен». (Из фильтрационного дела Рыбакова Ильи Гавриловича из деревни Тиханиха Сорокинского района. 11 апреля 1944 года под г. Станислав, ныне Ивано-Франковск).
Эпизод седьмой.
«… 30 мая ночью мы пошли в наступление на г. Ковель. В бою меня ранило пулей в правую ногу. Я пополз обратно, но пулеметной очередью мне перебило левую ногу, и я остался на поле боя. Утром я увидел, что около меня ходят немецкие солдаты. Они подобрали меня, унесли в свои окопы, перевязали и отправили в полевой госпиталь». (Алексей Петрович Овсянников из села Покровское Нижнетавдинского района, рядовой 248-й штрафной роты).
Обратим внимание: эпизоды, начиная с четвертого, рассказывают о наступательных операциях.
Эпизод восьмой.
«… Когда наш батальон шел в наступление под г. Эльблонг, то его немцы окружили. Через трое суток остатки батальона с боем прорвались, но я уже был ранен в плечо и ноги. Всех раненых, в том числе и меня, оставили на поле боя. Потом немцы нас подобрали и поместили в госпиталь». (Из фильтрационного дела младшего сержанта Потапова, уроженца села МалоБерезовка Вагайского района. Попал в плен 5 февраля 1945 года).
До победы оставалось всего три месяца…

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта