Ретро выходного дня
Критик ходит в театр по служебной надобности. А ведь кто-то же ходит туда отдыхать! И что он там получает, интересно? Был ясный теплый вечер. Суббота, свобода, весна. Однако несколько сотен горожан променяли уличную волю на плен искусства. Пришли в театр, чтобы вместе, плечом к плечу, затылок в затылок, сидеть почти три часа и глазеть на сцену, где другие люди что-то изображают.
Завлекло название? «Халамбунду, или Заложники любви». Меня это название напугало. Но так уж карта легла, что надо смотреть именно «Халам-бунду» и, по возможности, жать из лимона апельсиновый сок.
Пора объяснить, что дело происходило в Кургане. С тамошним театром знакома третий год, однако видела только постановки приглашенных режиссеров. У меня не было представления о творчестве художественного руководителя Леонида Гушанского, и значит, не было представления, каков на самом деле курганский драмтеатр, не при параде, а в домашнем платье, с привычным выражением лица. Хотелось понять, за что его любят и за что ругают, когда он такой домашний. И выпал шанс: «Халам-бунду» поставил Гушанский.
Но тут еще кое-что надо объяснить. Только прежде, чтобы вы не мучились неизвестностью, расшифрую «халам-бунду». В переводе с какого-то африканского (или якобы африканского) наречия это означает «секс». И пока вы перевариваете неологизм, за которым, оказывается, скрыто давно знакомое, продолжу объяснение. Касается оно драматургии. Пьес много, и с каждым днем все больше. Завлиты театров постоянно читают пьесы и предлагают их режиссерам, а режиссеры тоже грамотные, тоже читают пьесы. Это в теории. А на практике иначе, и появление «ХБ» на курганской сцене тому пример. Леонид Гушанский увидел телесюжет о премьере в театре Сатиры, заинтересовался упомянутой в сюжете пьесой Юрия Полякова, нашел сборник Полякова в магазине, прочел и выбрал «ХБ».
Действие происходит в 90-х годах прошлого века. Обнищавший профессор и его жена, доцент, сдают бутылки, чтобы прокормиться. Их сын, кандидат наук, собирает грибы и продает их на рынке, его жена – челночница, ездит за товаром в Турцию. Внучка профессора – бухгалтер, только что уволенная за честность. Интеллигентка не желала вести двойную бухгалтерию. И, кроме того, плохо одевалась, что не нравилось начальнику-дельцу. Правда, сейчас ему не до бухгалтерии и нарядов, его «заказал» компаньон, нанял «черных», и делец решил укрыться в квартире бывшей подчиненной.
Разборки, перестрелки, «бабки», «счетчик». Вчерашнюю быль с вкраплениями небылиц и анекдотов, разбавленную репризами и аттракционами, преподнесли как злобу дня. И сценические решения вчерашние, хотя с претензией на новизну. Все заемное, расхожее, безвкусное, как на вещевом рынке.
Но почему-то эта крашеная фанера не раздражает. Музыкальная закольцовка из песни Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты» должна бы вызвать изжогу, ан нет, успокаивает, убаюкивает, хочется таким же мягким голосом говорить комплименты, ценить любви счастливые моменты. Хочется вслед за режиссером признать, что царь Николай Второй и вождь пролетариата Ленин, чьи портреты высвечены в коллаже на заднике, похожи, как братья, у обоих ласковые глаза, и потому их адепты тоже братья, повздорят да поладят.
Спектакль подарил удовольствие вопреки всему, что его портило. Может, сказалось обаяние Кургана? Есть в нем нечто умиротворяющее, как в старом советском кинофильме. Но не только обстановка действовала, не только доброе прошлое, растворенное в деталях, веющее от стен, колонн, потолков с лепниной, балюстрад и гипсовых скульптур, плюшевых занавесей.
В театре сильная труппа, что удивляет приезжих режиссеров и критиков, а для постоянной публики это данность. Актерская игра насыщает пространство, скрадывает время. Особенно хорош предводитель районного дворянства Лукошкин в исполнении народного артиста РФ Юрия Бодрова. Высокий, вальяжный, в светлом костюме, комично напоминающий Сергея Михалкова и многих новоявленных дворян, поразительно настоящий, живой, радующийся игре. Когда поворачивался к залу спиной, у него даже складки на затылке играли.
Не за таким ли особым, театральным, наслаждением приходит зритель? Тепло, идущее со сцены, ничем не заменить.
На следующий вечер давали «Ретро». Тоже постановка Леонида Гушанского. Пьеса получше предыдущей, автор Александр Галин. Реалии опять позавчерашние, но можно не обращать на них внимание. Есть вечная тема: одиночество, тоска по любви.
Пенсионеру сватают трех пожилых дам: бывшую балерину, бывшую медсестру и бывшую научную работницу. Соответственно, в центре спектакля актеры Сергей Назимов, Ирина Голубниченко, Любовь Жеботинская и Татьяна Терехова. Прекрасные актеры, глядя на которых, забываешь о вымысле и часто-часто моргаешь, чтобы не потекли слезы. Комедия все-таки, зачем плакать. Но уж больно трогательно… И в то же время смешно.
Простые радости нашла я в курганском театре.