У окраины – не бывает края
«Два года подряд «Тюменский курьер» вел на своих страницах программу «Окраина». Журналисты газеты рассказывали о том, как живется и на окраинных улочках Тюмени, и на других, расположенных географически в центре города, хотя фактически они были и есть самая настоящая окраина, забытая властями и самими жителями.
Поселок Лесной и поселок Дорожный, Войновка и Антипино, деревня Комарово и деревня Верхний Бор, улица с названием «Красный переулок» и богатая своей историей улица Большая Заречная… На фестивале прессы «Тюмень-2007» программа «Окраина» была названа лучшим газетным проектом года в Тюменской области.
Но менялась жизнь на окраинах, и изменялась «Окраина» в газете. Постепенно уходили в прошлое надоевшие проблемы – куда перенести ржавые гаражи и почему не работают водоразборные колонки, сколько надо платить за вывоз мусора в частном секторе и тому подобное, потому что и городские власти стали с большей заинтересованностью менять окраинную жизнь. Мы решили: что-то новое должно появиться в репортажах с окраин, новые темы, новые люди. Конечно, мы благодарны этим двум годам, они позволили нам увидеть Тюмень такой, какой ее многие не видят и не знают. Но сейчас наша «Окраина» должна уступить место на газетной полосе другим материалам, посвященным «уличной тематике».
И чтобы не было очень грустно при прощании, мы пригласили за наш «круглый стол» председателей ТОСов, своеобразных окраинных президентов и председателей советов министров. Чтобы обменяться мнениями, услышать какие-то оценки, советы, критические замечания… Итак…
Татьяна Кобыльникова, председатель ТОС поселка ДОКа «Красный Октябрь»:
– Конечно, изменилось за два года многое. Конечно, хотелось бы большего. Потому что – не-доде-ла-но. Начато и недоделано. В этом году мы давали много своих предложений, а читаем планы на этот год – ДОКа вообще нет. Ничего! Газ – полпоселка проведено, половина нет. Пол-улицы защебенено, половина – нет. Поставили колонки по проекту «Окраина» – они не работающие. И если нынче ничего не сделают, хоть с ума сойти! И если начали про улицы говорить, а у нас ДОК – это ссыльное место, почему так улицы названы – Иркутская, Саратовская? Может быть, из этих мест крестьян к нам ссылали? Может, тут стояли их первые бараки? Как узнать?
Комментарий редакции:
Еще до встречи думалось, что начнутся разговоры про тротуары, про переселение из ветхого жилья – на окраине этого добра еще хватает. А Татьяна Кобыльникова сразу подняла градус разговора до масштабов страны – откуда мы есть, что такое – наша история, есть ли на земле место, где мы – хозяева, где мы свои, а не пришлые. И поэтому нам не хотелось бы, чтобы газета закрывала тему окраины. Чтобы мы сиротами в городе не оставались, чтобы и нам при случае было куда пожаловаться. Мы же видим: «Курьер» на столе у каждого городского руководителя – напишешь или расскажешь, или просто пожалуешься, нам сразу пеняют: а что вы не к нам пришли, а сначала в газету? Так что ваш голос – нам помощь.
Виктор Фролков, председатель ТОС деревни Плеханова:
– Газета читаемая, ваш «Курьер».
Т. Кобыльникова:
– Виктор Иванович Смолин в нашем Калининском округе ни одного слова из виду не упускает.
В. Фролков:
– Я что хочу сказать…
Курьер:
– Как бы Плехановский бор спасти?
Комментарий редакции. Корреспонденты газеты в плехановских местах частые гости. Совсем недавно отслеживали, как запускали там новенький фельдшерско-акушерский пункт. Так что наслышаны!
Курьер:
– Чем же мы можем помочь?
В. Фролков:
– Почему-то никто серьезно не воспринимает эту беду. Никто, даже из руководителей. Может, я недоходчиво говорю? Теперь хочу к главе города на прием записаться, специально по этому вопросу.
Т. Кобыльникова:
— Спасать надо!
Курьер:
— А что же делать?
В. Фролков:
— Бор гибнет. Это жемчужина, это легкие города. Конечно, я не специалист, но я приглашал из лесотехникума одного преподавателя. Старый человек, опытный… Он мне сказал: болен ваш бор. Во-первых, заросли. Бор сам по себе – живой организм. Эти заросли они (если проводить параллель с человеком) поражают бронхи. Тотальные заросли малинника, волчьей ягоды, рябинника, Сплошь и рядом. Если раньше мы там гуляли, на велосипедах катались, то теперь это сделать невозможно. Бор придан лесопарковому хозяйству. И что? Лесопосадки в одном месте примитивненько сделаны и все. Там же ничего не надо хитрого, умного. Я помню, был раньше у нас в бору лесник – дядя Федя. Он чуть не каждый день ходил в лесу с топориком. Увидит больное, сохнущее деревце, отметит засечкой. А весной или осенью пишет объявление – желающие получить бесплатно топливо там, сушняк, обращайтесь. Я же здесь вырос, помню, как мы ходили, очищали, потом сдавали очищенную делянку… Чувствовалась забота и уход. Раньше это был натуральный парк.
– А сейчас? – Сейчас лесник тоже есть, живет у нас в деревне. Он – бывший авиатехник и от него прока никакого нет. Конечно, он понимает в технике, но не в лесе. А лес с каждым годом убывает, получается плешина, пошла сплошным сушняком. Я уже два раза выигрывал гранты по нашему бору. Построили базу отдыха, поле футбольное, волейбольное для ребятишек. В будние и выходные дни людей очень много. Было бы обидно его убивать…
Т. Кобыльникова:
– Пропадает же бор!
Комментарий редакции. Из микрорайона Ватутино до Плехановой – пилить и пилить. Да и от «Тайваня», помните старое прозвище поселка ДОКа «Красный октябрь» – не близко. Однако председатели говорят и спорят, словно о своем микрорайоне. Или, наоборот, как будто все они размещаются вокруг Плехановского бора. Кто предлагает сделать бор местом практики учащихся лесотехникума. Кто сомневается, что «все беды – от зарослей малины»? Хорошо бы у науки выяснить? Или у Татьяны Засухи? Да и во всем городе мало найдется равнодушных к судьбе красавца-бора. Даже властям он пригодится как весомый аргумент в начинающейся компании «Анти-пробка», жертвой которой неизбежно станет часть городской растительности. Фролков даже воодушевился от такой поддержки и размечтался, чтобы на «живых родниках» сделать в бору водоем. Мол, достаточно все «хорошо осветить в газете» и дело пойдет. «Это, конечно, окраина, деревня, можно сказать, но это же и город, наши легкие», – прямо-таки распевает Виктор Павлович во славу бора! И вдруг спохватывается, что «ничего не сказал по теме». Будто бы и не отчитался.
В. Фролков:
–Проект «Окраина» для деревни Плеханова тоже, конечно, сыграл большую и положительную роль. У меня лично к этому мероприятию нет ни одной претензии. Ни к властям. Все что сделано, это сделано правильно, разумно и целенаправленно. Власти прислушивались к нашему мнению. Было все согласовано с нами. Значит, что именно? Полностью мы газифицировали деревню. Второй вопрос: поскольку удаление от города существует, а это значит, что связь с городом затруднена, а у нас много пенсионеров…
Рейсовый автобус с 6-00 до 22-00 ходит 17 раз, в субботу и воскресенье они ходят реже – до 18-00. Когда-то нас это устраивало, а сейчас хорошо бы поправить.
(Комментарий редакции. И опять «вылезает» проблема. Плеханова отрезана от «метрополии» асфальтовым кольцом окружной дороги. Там все на скорости, если надо в управу или в Затюменскую часть города, выехать невозможно!
В. Фролков:
– Возможно. Через московское кольцо!
Все смеются….
В. Фролков:
– Говорят, что не имеем права ставить светофор, так как это федеральная дорога. А, по-моему, разгородить дорогу, установить светофор и все будет просто. Мы поднимали этот вопрос еще при Собянине. Не хотят, или не доходит до них. А на этой дороге ежегодно случаются несчастные случаи, и даже с летальным исходом. Вопрос больной и надо что-то делать. Со дня организации ТОСа бьемся, а вопрос до сих пор открытый.
Комментарий редакции. ГАИ, ГАИ, яви свое могущество!
Ирина Локтева:
– А еще в городе Тюмени есть замечательный микрорайон Ватутино. Когда началась программа «Окраина», наш микрорайон не попал в нее, в администрации города посчитали, что мы – город. Но благодаря газете «Курьер» и корреспонденту Насте Охоткиной мы попали в программу «Окраина», и за два года у нас произошло много изменений в плане благоустройства и дворов, и дорог. Есть бульвар, и на бульваре заканчивается строительство фонтана. Много цветов. Роща для отдыха мам с детьми, проведено освещение…
Комментарий редакции. Лучшие перемены – это как взрыв. Но – все равно мало. Потому что на одной территории сделано предостаточно, а на другой – нет ничего пока. И вот получается, что эти жалуются, что ничего не делается, а другие – благодарят. Всегда всем хорошо, конечно, не бывает.
Ирина Локтева:
– И еще новая новость. Теперь у нас в микрорайоне наш депутат Николай Владимирович Романов. Едва успел избраться в марте, он взял наш ТОС под свое крыло. Не было у нас помещения, а теперь есть свой угол в его штабе, общественной приемной. Он нам выделяет комнату… За «время ТОСа» появился клуб «Ветеран», движение началось к сближению всего населения. А еще хочется создать клуб молодых мам, потому что у нас очень много мамаш с колясочками, и было бы здорово, если бы им было где пообщаться и поговорить о здоровье детей, о их питании.
Т. Кобыльникова (ревниво): – Ну, это уже не программа «Окраина», это – ваше…
Комментарий редакции. И снова живой диалог о разном и одинаковом, что волнует доковских, плехановских и ватутинских… О летнем детском травматизме, об отдаленности поликлиник, о досуговых центрах, чтобы не отпускать подростков в город в поисках развлечений. Как говорится, о своем, о девичьем…
Виктор Павлович, похоже, вспомнил, что стоит еще похвалить городскую власть:
– У нас в Плеханова мы вышли из грязи, дороги защебенили, теперь у нас полный ажур.
Т. Кобыльникова:
Конечно, у нас тоже хорошо стало. И дороги, и освещение. Живем лучше, чем раньше. Единственное, что такси к нам ездит, как за город, а мы давно в черте города. И зона отдыха есть, только называется она – Аллея выпускников. А раньше тут было болото, и дети в школу ходили по грязи по болоту. А теперь хочется благоустроить и оставшуюся часть болотины. У нас хорошо стало, правда, Виктор Павлович? А помните то давнее наводнение? Тогда у нас с мужем дом уплыл, только-только построили.
Курьер:
– Весь мир живет наоборот, стремится из центра на окраины…
В. Фролков:
– А, может, это мы – наоборот? Курьер: – К вам приезжают, строятся?
В. Фролков:
– Да, наблюдается.
Т. Кобыльникова:
– Вновь приезжающих нету, только свои. Но и своим тяжело получить землю в поселке. Мы же тут родились, многие хотят построить свое гнездо семейное… Да, многого бы не было, если бы не помощь Елены Николаевны Нечай, она сейчас депутат областной Думы. Только с ее приходом поселок встал на ноги. Сейчас Матросова выбрали. Надеемся, что тоже человек хороший… Наш народ – особенный. Мы – одни и те же, мы тут размножаемся и живем. Помню, я мечтала, чтобы в поселке был памятник к 60-летию Победы, но вроде никто из ссыльных доковских не уходил на фронт…
Курьер:
– Вы ошибаетесь – больше двухсот воевали. 24 – не вернулись. 25-й – Герой Советского Союза капитан Иван Безносков, погиб на Одере, призывался из Ханты-Мансийска, но ведь начинал работать на ДОКе…
Т. Кобыльникова:
– Жаль, я не знала.
… Уже давно допит чай и выключены диктофоны. Гости пошли на выход. И от самой двери доносится недоговоренное:
– Ой, Виктор Павлыч, не береди душу. У нас 6000 населения, а ФАП не построили… Уже место было выделено, расчищено… Но сказали – будет. Еще садик нужно, а так хорошо живем…
Материалы «круглого стола» готовили: Анна Пшеничникова, Елена Мингалева, Наталья Потанина и Рафаэль Гольдберг.
***
фото: Татьяна Кобыльникова; Виктор Фролков; Ирина Локтева