Плач о свободе малого бизнеса
«На встрече в Тобольске вновь избранный президент России Дмитрий Медведев говорил о необходимости развернутой стратегии поддержки и развития малого бизнеса. Его голос услышан предпринимателями. Вот только думают они по этому поводу самое разное… Виктор Артеменко, предприниматель (стаж работы в малом бизнесе 15 лет):
– Надо полностью менять законодательство, чтобы что-то сдвинулось с мертвой точки. Пока все, что делается, на работе предприятий малого бизнеса никак не отражается. Само понятие «малого бизнеса» надо расширять, как такового его не существует, происходит путаница в двух терминах: «малый бизнес» и «малое предприятие». Например, для того, чтобы открыть свое малое предприятие, надо порядка миллиона рублей. Это разве мало? Какой же это, скажите, малый бизнес?.. Сомневаюсь я, что в ближайшее время что-то изменится, сферу торговли это точно обойдет стороной. В прошлом году я заплатил всевозможных взносов и штрафов на сумму больше 200 тысяч рублей. Все силы из нас высосали. Если было бы все нормально, мы еще бы несколько магазинов открыли. А так только выживаем.
Марина Шевцова (стаж предпринимательской деятельности около года):
– Знаете, в нашей сфере еще непочатый край работы. Со многими трудностями столкнуться не успели – все-таки помогает то, что работаем по программе «Самообеспечение». Но по опыту знакомых я знаю, что бесконечные проверки так выводят из равновесия, что просто отбивает желание работать дальше. Бывает, проверяющие просто препятствия строят! Надо бы требовать разумно, а не придираться к каждой пылинке. И потом, иногда правая рука не ведает того, что делает левая, накладки следуют за накладками, а информационной поддержки никакой. К кому, куда обращаться за помощью в решении возникающих вопросов – неизвестно! Большинство предпринимателей просто варятся в собственном соку.
Александр Николаевич, предприниматель:
– Малый бизнес хорош только в рекламных роликах. У нас он еле теплится. Все нас проверяют и смотрят, не утаили ли мы лишнюю копеечку.
Наталья, директор издательской компании:
– Говорить надо не только о борьбе с административными барьерами и узаконенными поборами, но и о совершенствовании налогового законодательства. Но если налоговый инспектор единолично решает, какие расходы облагать налогом, а какие нет, если книга, которую мы издаем на деньги спонсоров и бесплатно раздаем детским учреждениям, считается прибылью и облагается налогом – о каком развитии малого бизнеса может идти речь?!
Ирина, предприниматель: – Губернатор Владимир Якушев предлагает создавать общественные советы по развитию малого предпринимательства. Может, это и хорошо, но если их права не будут определены законодательством, если не будет реальных рычагов воздействия на нерадивых чиновников, то никакие советы не помогут. Нужен закон, но такой закон, который не исполнить было бы невозможно! А у нас пока нет ни одного закона, который нельзя было обойти с помощью подзаконных актов и просто решений, принятых конкретным чиновником, которые он выдает за истину в последней инстанции.
Борис, предприниматель: – Я пытался открыть детское кафе. Мне нужно было собрать 23 подписи на 23-х разрешениях! В том числе от санэпиднадзора. Кафе еще не работает, еще только в проекте, а санэпиднадзор уже что-то разрешает или не разрешает! Не буду говорить, сколько ушло времени, денег и нервов. Много! Хотя не заработал еще ничего. Все уперлось в одну ма-а-аленькую чиновницу, которая открытым текстом сказала: «А я не хочу! И все!»
Ирина Борисовна, частный предприниматель:
– Занимаюсь малым бизнесом ровно 20 лет. Выжила в девяностые. Сейчас тоже держусь на плаву. Но только мне одной известно, чего это стоит. Скажу прямо: большая доля денег уходит на всякие налоги и решение прочих проблем. С самого начала решила никогда не заниматься продуктами питания. В этом случае СЭС или, посовременному, Роспотребнадзор лишит здоровья и сна. Занимаюсь одеждой и косметикой. Деньги всегда в обороте.
Меня удивили высказывания в Тобольске о ликвидации пожарных и «сэсных» проверок. По-моему, отменять их – полный абсурд. Лучше бы порядок в конторах по выдаче или продлению лицензий навели. Малый бизнес душат налогами, но мы будем держаться и верить в лучшее.
Сергей Михайлович:
– Малый бизнес открыл еще при Советском Союзе. Раньше «фарцовщиком» обзывали. Теперь этого слова молодые не знают. У меня все по закону. Только душа неспокойна. Не дают нам развернуться. То не эдак, то не так. Мой бизнес держится на связях и личных контактах. Проверки я считаю неизбежным явлением, но не злом… Новый президент дело говорит. Только это слова. А в настоящей жизни как все обернется – увидим.
Сания, владелица магазина женской одежды:
– Лично у меня при оформлении документов не возникало проблем. Но я знаю немало примеров из жизни моих коллег, когда им приходилось идти на хитрость и даже давать взятки. И все только для того, чтобы получить разрешение на предпринимательскую деятельность. Я надеюсь, что в будущем эта система будет сломлена. Но только произойдет это не скоро.
Сергей Лебедев, предприниматель:
– Поддержка малого бизнеса, безусловно, необходима. Это именно тот сектор экономики, который больше всего подвергается контролю со стороны властей. Причем иногда этот контроль бывает чересчур жестким. В мою компанию за последние три месяца уже семь раз приходили проверки из различных инстанций. Чего искали, чего проверяли, я так и не понял. Дали в руки какую-то бумажку, предписание, и наложили штрафы. Пока у нас такое будет твориться в отношении малого предпринимательства, ни о каком развитии и речи быть не может.
Наталья, предприниматель: – Не может мне так повезти, чтобы убрали все проверки, которые проводят зачастую все кому не лень! И милиционеры, и налоговики, и еще какие-то чиновники приходят. Их требования не всегда мне понятны. Вот, например, на ценнике у блузки на русском написан еще и состав изделия. После каждой проверки мне выдают предписание, согласно которому я должна вшивать в каждое изделие такую памятку на русском языке. Я, получается, должна все вещи из магазина дошивать, дорабатывать? Мне кажется, это неправильно.
Светлана Разина, частный предприниматель:
– Поддержка? Для меня этого слова никогда не существовало. Я подняла свое производство сама, на собственных плечах, никто мне не помогал, никто не поддерживал. Сколько нервных клеток и сил было на это положено, сколько километров по лестничным маршам хожено, сколько подписей собрано! Это был кошмар. Не каждый начинающий предприниматель выдержит это. И не выдерживают. Я знаю множество людей, чей бизнес рушился еще в стадии становления. Все это очень плохо, и до тех пор, пока власти не начнут нас поддерживать, не осознают, насколько эффективной может стать эта поддержка для развития экономики, до тех пор мы будем находиться в состоянии застоя.
Ольга Раневская, владелец магазина:
– Свободы прошу, и больше ничего! Те законодательные акты, которые действуют у нас сейчас в отношении малого бизнеса, напоминают больше всего список смертных грехов. То нельзя, это нельзя, а то можно, но только осторожно. О какой поддержке можно говорить, когда нас во всем ограничивают?
От редакции: Дмитрий Медведев, который произнес слова, вселяющие надежду в людей, мечтающих об экономической независимости, и Владимир Якушев, пригласивший президиум Госсовета обсудить в Тобольске проблемы малого предпринимательства, коснулись, действительно, одной из самых наболевших проблем в стране. Судя по ответам, полученным нашими корреспондентами, это обращение услышано. Правда, две трети наших респондентов пожелали остаться неизвестными. Чегото все еще опасаются?
Надеемся, что пока.