Последний полет Гагарина
27 марта 1968 года во время тренировочного полета на двухместном учебном истребителе погибли первый космонавт планеты, 34летний полковник Юрий Гагарин и 46-летний командир авиполка специального назначения, инженер-полковник Владимир Серегин. Ровно сорок лет прошло с того момента, когда в радиоэфире последний раз прозвучали слова Юрия Алексеевича. В 10.30 московского времени он доложил о выполнении учебного задания в полетном «квадрате-20» над Владимирской областью, и связь оборвалась….
Погибших и останки учебной «спарки» обнаружили на следующий день.
Погибших кремировали и захоронили 30 марта 1968-го в Кремлевской стене. Расследованием катастрофы занимались четыре комиссии. Первую (летную) возглавлял генерал-лейтенант Борис Еремин, вторую (техническую) – генерал-полковник Михаил Мишук, третью (аэродинамическую) – генерал-лейтенант, а ныне маршал авиации Иван Пстыго. Кстати, Иван Иванович – единственный из начальников тех комиссий – жив-здоров по сей день.
Наконец, четвертой комиссией (идеологической) руководил заместитель председателя Совета Министров СССР Леонид Смирнов.
Свое, автономное, расследование катастрофы, потрясшей мир, проводили сотрудники КГБ во главе с генерал-полковником Петром Ивашутиным.
Следствие шло под высшим грифом секретности. Существовало два с половиной десятка (!) версий трагедии, случившейся в районе деревни Новоселово Владимирской области. От банальных до фантастических, якобы связанных с НЛО…
Широким народным массам сообщили, что виной гибели Гагарина и Серегина оказалось «попадание самолета УТИ МИГ-15 в спутную струю от пролетевшего неизвестного самолета, впадение гагаринского самолета в штопор и недостаток высоты при выходе из критической ситуации».
Однако в официальном сообщении ни слова не упоминалось о том, что в момент столкновения с землей «мигом» управлял не Гагарин, а Серегин. Об этой подробности предпочли умолчать.
Лишь в 2006 году один из участников поиска причин давней трагедии, полковник в отставке Эдуард Шершер выпустил в Минске книгу «Тайна гибели Гагарина, или Почему падают самолеты». Автор – офицер-фронтовик, до 1991 года являлся начальником отдела надежности материалов НПО «Союз». Его книга сразу стала библиографической редкостью.
По выкладкам Эдуарда Александровича, в полете Гагарина и Серегина имело место семь нарушений: от неисправного высотомера и лишних подвесных баков до таинственного изменения маршрута полета. В момент последнего выхода Гагарина в эфир МИГ-15 находился в тридцати километрах от аэродрома Чкаловский. Обнаружили же его на глубине шести-семи метров в 64-х километрах от Чкаловского при курсе на юго-запад. То есть последний вираж перед катастрофой истребитель сделал в обратном направлении по отношению к посадочной точке «Т»!
По никогда не публиковавшейся версии офицеров НИИ эксплуатации и ремонта авиатехники, Владимир Серегин взял управление истребителем на себя и выполнил несколько фигур высшего пилотажа, выйдя из зоны учебных полетов.
Очевидцы из числа местных жителей утверждали, что самолет сначала шел бреющим полетом, затем сделал «горку», скрылся в облаках, спикировал до земли, несколько раз перевернувшись в штопоре, и упал в лес.
Вероятно, фронтовой ас и герой-штурмовик Серегин решил показать своему подопечному, имевшему всего семь часов налета, высший класс пилотажа. Однако не смог вовремя выйти из рискованного пике. И он, и Гагарин имели неверную информацию о высоте и толщине облаков. Ошибка в пилотировании и стала основной причиной трагедии.
Кстати, версия о спутной струе от Су-11, пилотируемого Леонидом Рыбиковым из ЛИИ имени Громова, продолжает существовать. Хотя мало кто знает, что пилот этой крылатой машины прошел значительно выше гагаринско-серегинского «мига»…
Тайна гибели первого космонавта продолжает волновать многих. И полковник в отставке Эдуард Шершер, на мой взгляд, ближе всех подошел к ее разгадке.
P.S. Именем Гагарина назвали Академию ВВС в подмосковном Монино. 7 марта 2008 года распоряжением главы правительства РФ Военно-воздушная инженерная академия имени Жуковского, которую окончил Юрий Алексеевич за месяц до своей гибели, объединена с академией, носящей его имя.