X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

… И три неизвестных солдата

Продолжение. Нач. в N 49.
Столкновение фактов вызывает изумление. Например, история с военным водителем 813 отдельного автобата Григорием Лапиным из деревни Бегила Заводоуковского района. По официальному изданию (книга «Память», т. 1, стр. 73) считается, что Григорий Васильевич погиб в сентябре 1941 года в селе Подвысокое Кировоградской области. А фактически он еще 12 августа попал в плен в гигантском котле, где потерялись 6-я и 12-я армии со своими командующими и много других частей и соединений Южного и ЮгоЗападного фронтов. Кто, когда и по какой причине «установил дату гибели» Григория Лапина мы уже никогда не узнаем.
Уманьский котел, Уманьская яма – за этими словами скрывается одна из самых трагических страниц первого года войны, которая нашла жестокое продолжение и после окончания второй мировой.
Причем слово «яма» следует понимать и в прямом, и переносном смысле. Как военную катастрофу, в которую, как в преисподнюю, провалилось множество солдат и командиров Красной армии. Перелистайте страницы каждого из трех томов книги «Запрещенные солдаты», на многих из них вы обнаружите печальный адрес – село Подвысокое Кировоградской области. Попавших в плен немцы загнали в гигантский глиняный карьер на окраине города Умань и, практически без пищи, держали там более трех недель. Для многих эта яма стала могилой. Подробное описание трагедии вы найдете в книге поэта Евгения Долматовского «Зеленая брама». Он тоже оказался в числе узников карьератюрьмы и лишь случайно остался в живых, сумев бежать, когда колонна пленных была направлена в немецкий тыл…
В августе 1941 года в окружении оказались пятнадцать стрелковых дивизий, части четырех механизированных корпусов – 2-го, 16-го, 18-го и 24-го. В Ставке это войско называли – «группа Понеделина». Телеграммы, поступавшие в Ставку, фиксировали, что «группа Понеделина продолжает вести бои в замкнутом кольце без снарядов, без горючего для танков». Когда все кончилось, в плену оказались 103 тысячи человек, 317 танков, 8 580 орудий…
Генералы Иван Музыченко и Павел Понеделин попали в плен вместе со своими солдатами и, как утверждает энциклопедия «Великая Отечественная война», юбилейное издание 1985 года, «в плену держались мужественно и с достоинством». После войны генерал Музыченко даже занимал ряд командных должностей.
Генералу Павлу Понеделину не повезло дважды – он не только попал в плен, но и в печально знаменитый «приказ N 270». В приказе Ставки от 16 августа 1941 года, озаглавленном «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий», о Понеделине сказано буквально следующее:
«Генерал-лейтенант Понеделин (ошибка, он был генерал-майором), командовавший 12-й армией, попав в окружение противника, имел полную возможность пробиться к своим, как это сделало подавляющее большинство частей его армии. Но Понеделин не проявил необходимой настойчивости и воли к победе, поддался панике, струсил и сдался в плен врагу, дезертировал к врагу, совершив, таким образом, преступление перед Родиной, как нарушитель воинской присяги».
Приказ носит явные следы спешки, если не сказать паники. Еще не прошло и десяти дней, как закончилось сражение в селе Подвысоком на берегах реки Синюхи. Еще пытались пробиться к своим отдельные группки бойцов. Еще не захоронили погибших. А Ставка искала и нашла «козлов отпущения». Иван Музыченко попал в плен раненым, значит, виноватым объявили Павла Понеделина, слегка солгав – будто бы большинство его частей «пробилось к своим».
Приказом N 270 обвинили в дезертирстве еще двух генералов – командарма-28 Качалова и командира 13-го корпуса Кириллова. Верховный суд заочно приговорил всех трех генералов к расстрелу, а их семьи, согласно приказу 270, были арестованы и высланы. Только потом стало известно, что генерал Качалов погиб в бою, сгорел в танке…
Когда закончилась война, генералов Понеделина и Кириллова, которых освободили из плена американцы, снова судили. Генералы доказывали, что с поля боя они не дезертировали, что старались принять все меры, чтобы вывести войска. Но их доводы и стойкое поведение в плену во внимание не были приняты. Суд приговорил их к расстрелу. Они были реабилитированы только в 1956 году.
… Поэтому когда речь идет о солдатах, практически безымянных, потерянных из виду в ходе арьергардных боев, когда в окружении даже командиры приказывали рассредоточиться и «выходить из окружения малыми группами», у кого поднимется рука осудить далеко не генералов, а непосредственное начальство – взводных, ротных и батальонных начальников, которым, конечно, было хорошо известно содержание приказа 270 и следующего за ним по смыслу и форме приказа 227, прочитанных «во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах и штабах»…
Так надо ли удивляться тому, что мы обнаружили, сопоставляя две группы официальных материалов?
Продолжение следует

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта