Случайный маршрут
Садились ли вы хоть раз в автобус, не зная на все сто, довезет он вас домой или нет? Порой видишь новый маршрут и начинаешь сомневаться. Спрашиваешь у кондуктора, а он верно кивает: «Доедете точно. Куда вы денетесь!» Вот так и я, села в автобус N 48 и поехала домой. Помнится мне, он по-другому ходил, но, как оказалось, маршрут изменили, и теперь сорок восьмой едет до моей остановки.
Всю дорогу люди вяло перемещались по салону, кто с грузными сумками, кто с грустными лицами. Глухая тоска вечернего города повисла в сорок восьмом маршруте, как вдруг, на очередной остановке, в автобус зашел мужчина лет шестидесяти-семидесяти и огляделся. Он не сразу нашел себе место, подсев к одной важной мадам, немного поерзал на сиденье и почему-то переместился ко мне. Долго смотрел на мое лицо. Потом вздохнул и как-то протяжно сказал: «Знаете, ведь скоро осень!» Фраза меня прямо зацепила! Ничего себе, на Тюмень еще весна, как следует, не опустилась, а дедушка уж про осень сочиняет. Я так и спросила: «Как это осень? А лета, по-вашему, не будет?». Он, явно обрадовался моему интересу и хитренько протянул: «Да какое у вас в Тюмени лето? Мошки да комары! Разве это лето….»
Лето в Сибири почти во всех областях одинаковое, и «у нас в Тюмени» хоть и комары, но родные – тюменские. А дедушка, видно, не отсюда. И не вдохновляют его сибирские насекомые. Немного помолчав, он поздравил меня с восьмым марта. Правда, праздник свое давно отпраздновал, но, по словам незнакомца, «девушку всегда можно поздравлять с восьмым марта». В это время наш живой разговор двух поколений привлек внимание серой автобусной толпы, в которой я вдруг различила и молодых людей, и старушек, и заинтересованных женщин. Все в один миг объединились в центральной точке нашей беседы и, словно заведенные игрушки, в такт друг другу переглядывались и снова возвращались к нам.
А мы продолжали разговор. Как оказалось, сам дедушка из Оренбургской области. И ему очень хочется, чтобы страна уже начала праздновать единственный настоящий праздник – День Победы. Ведь именно этот праздник, по словам незнакомца, объединяет народ, учит молодежь любить свою страну и олицетворяет настоящую силу и мощь российского человека! Я соглашалась со словами весельчака, который все громче и громче рассказывал о Дне Победы, а потом вкрадчиво спросил: «А вы знаете, какие тогда песни были!? Ах, эти песни…Сейчас таких не поют….Особенно дороги мне те, которые исполнял Марк Бернес! Вы знаете такого?»
К своему стыду, я честно призналась – не знаю. И эти мои слова сразу же обратились в пыль, ведь незнакомец быстро и громко, подбодрившись как смог, принялся исполнять проигнорированный мной ранее репертуар великого певца. Как же мне было стыдно…. Все эти песни я знала, но никогда не задумывалась о том, кто их поет. Жаль, что зачастую мы не узнаем великие голоса нашей страны, порой забываем героев, а когда нам напоминают о них случайно и неожиданно, смущаемся, кусаем губы и стыдимся самих себя! Дедушка пел. Представляете – на весь автобус! Люди хмуро глядели на нас. А я, я слушала творчество Марка Бернеса в исполнении незнакомого человека. «Песня военных репортеров», «Темная ночь» и еще многие старые песни звучали в автобусе, словно откуда-то издалека прилетели эти ноты и наполнили всю будничную тоску красками военного времени, оставшегося в ясной памяти пожилого человека.
Случайный маршрут превратился в знакомство не со стариной, он стал для меня маленькой страничкой большой книги российской истории, которую знают и чтят лишь те, кого она действительно интересует. Автобус плавно приближался к моей остановке, и только я принялась вставать, как дедушка галантно пропустил меня. На прощание я спросила: «Как вас зовут?» Он заиграл большими голубыми глазами, чуть слышно ответив: «Меня зовут Шурик. Просто Шурик. А вас?»
Вот так и познакомились. Видите теперь, какие чудные встречи порою приносят случайные автобусные маршруты. А ведь самое главное в том, что один такой маршрут может перевернуть всю жизнь, если он научит чему-то новому или позволит вспомнить то, что у многих вызывает тоску и печаль. Не стоит печалиться, ведь это просто прекрасно, когда человек, вспоминая о Дне Победы сегодня, может так воодушевленно петь, и пускай на него бросают косые взгляды…. Он поет, а они, как бы то ни было, слушают.