Он много мог бы рассказать
В субботу в Тюмени состоялся концерт российско-американского джазбэнда «Ark Superfunk Collective». Здесь выступают не только ньюйоркские музыканты – саксофонист и композитор Джо Форд, вокалист и тромбонист Фрэнк Лэйси, барабанщик Дэннис Маккрел, но и популярные российские исполнители: Аркадий Овруцкий – бас-гитара и Родион Гоборов – клавишные. Программа выступления джаз-бэнда в этот день была построена на исполнении музыкальных произведений, написанных Джо Фордом. В мире джазовой музыки его называют «живой легендой» – Колтрейном на альт-саксофоне. Впервые на джазовой сцене он появился, будучи еще студентом, лет тридцать-сорок назад. Cписок проектов, в которых за 10-20 лет принял участие Джо Форд, занял бы несколько страниц. За свои альбомы «Turning Point» и «Journey», записанные в составе биг-бэнда Маккоя, саксофонист получил две премии «Грэмми». На сегодняшний день обширная дискография Джо Форда охватывает более 80 альбомов, включая саундтреки к фильмам. А в 2004 году он был введен в музыкальный зал славы Buffalo. Достойным партнером Джо Форда в группе стал вокалист, трубач и тромбонист Фрэнк Лейси. «Я музыкант с классическим музыкальным образованием, – говорит о себе Фрэнк. – Но для меня джаз – такая же классика, как и Стравинский». Музыкальные критики говорят, что Фрэнк – музыкант, который может исполнять все стили: от свинга, диксиленда и блюза до афробита, фьюжина, фанка, рэпа и хип-хопа. В его послужном списке есть выступление с лидером хит-парадов 80-х годов, дуэтом из Великобритании «The Eurythmics». Лейси журнал «Downbeat» присвоил звание лучшего сайдмена современного джаза.
Безусловным украшением джазбэнда «Ark Superfunk Collective» стали российские исполнители Аркадий Овруцкий и Родион Гоборов.
Аркадий окончил Российскую Академию музыки и является многочисленным лауреатом джазовых фестивалей, участником международных джазовых проектов.
Родион Гоборов еще в девять лет стал стипендиатом фонда «Юное дарование». В «гнесинке» он обучался у мэтров российского джаза Игоря Бриля и Александра Осейчука, в 2004 году стал лауреатом конкурса «Рояль в джазе». Музыкальные критики называют его пианистом, обладающим безукоризненным чувством ансамбля, владеющего техникой игры, как на классическом, так и на акустическом рояле. В сольных, импровизационных моментах он поражает оригинальностью мелодических и ритмических конструкций.
В общем, каждого из участников джаз-бэнда можно по праву назвать «звездой первой величины». Но вся их «звездность» на сцене проявлялась в том, что яркость одного только оттеняет сияние другого. Джаз в их исполнении звучал то по-европейски утонченно, то с хип-хоповским вызовом афроамериканских трущоб и латинских кварталов, то, как блюз, романтично-философски. Музыкальные инструменты в каждой композиции раскрывали все новые оттенки звучания. И каждый на своем, доступном только ему музыкальном языке, рассказывал о жизни. То говорливо, то лаконично, то резко, то вполголоса, то агрессивно, то с особым энергетическим «заводом». И каждый зритель понимал этот голос так, как слышал.
Этот джаз был в чем-то вещью в себе: то ли он раскрывал истину всему залу, то ли избранным, то ли просто самому себе…
***
фото: Фрэнк Лейси; Дэннис Маккрел.