Я б в бурильщики пошел… в «Шлюмберже»!
– К чему все эти официальные мероприятия с перерезанием красной ленточки? Давайте откроем наш центр так, как делают это в русских школах – позвоним в колокольчик! Именно таким необычным способом предложил ознаменовать рождение Сибирского учебного центра, торжественное открытие которого состоялось вчера в двадцати километрах от Тюмени, председатель совета директоров «Шлюмберже Лимитед» Эндрю Гулд.
Идею иностранного гостя с удовольствием поддержали губернатор Тюменской области Владимир Якушев и ректор Московского физико-технического института Николай Кудрявцев, которым тоже досталось по колокольчику.
Впрочем, звонить в них почетным гостям, видимо, придется еще не раз. То, что сегодня представляет из себя центр – лишь третья часть того, что мы увидим летом 2009 года. Второй этап (окончание строительства намечено на весну 2009 года) предполагает три учебные скважины для геофизических исследований, спортивно-оздоровительный комплекс, а также расширение основного учебного здания. На третьем этапе запланировано сооружение стадиона и расширение жилого поселка до 300 мест.
Однако и того, что есть сейчас, вполне достаточно, чтобы специалисты компании могли полноценно стажироваться. На площади 150 гектаров возведены учебный корпус, коттеджи для обучающихся, оборудованы площадки и пробурены скважины для тренингов (скажем, по гидроразрыву пласта). Смонтирована буровая установка. Есть школа безопасного вождения, проложена трасса для тренировок водителей в сибирских условиях.
Кстати, последние два пункта в этом списке – изюминка центра, то, что отличает от всех его собратьев, разбросанных по всему миру.
Несмотря на то, что у школы безопасного вождения такое название, это не автошкола, здесь не учат людей водить машину. Все сотрудники компании – профессионалы, несколько лет работающие на транспорте. Здесь обучают опытных водителей, как вести себя в сложных дорожных условиях – таких, например, как угроза лобового столкновения машин, захват обочины, скольжение…
«Чтобы было понятно, о чем идет речь, приведу простой пример, – говорит директор Сибирского учебного центра Игорь Седымов. – Все мы водим легковой транспорт, и все мы можем представить себе ситуацию, когда машина колесами захватывает обочину. Обычная реакция нормального водителя в такой ситуации – быстро вернуть машину на проезжую часть. При большой скорости это крайне опасно. И, скорее всего, машину или перевернет, или выбросит на полосу встречного движения. Здесь у нас полностью сымитирована та ситуация, когда дорога проходит на разных уровнях. Наши студенты в процессе обучения на скорости 40-50 километров в час соскакивают на «обочину» и стараются резко вернуться обратно. Эти практические навыки просто необходимы, чтобы в случае реальной опасности водители уже знали, как вести себя в данной ситуации»
Школа имеет два класса для обучения одновременно тридцати водителей. Тут можно овладеть навыками безопасной езды на специальных тренажерах, имитирующих езду по дороге. Еще один интересный тренажер используется для того, чтобы человек почувствовал, что будет, если он не пристегнут ремнем безопасности. Для этого на тренажере настраивают соответствующую скорость, и на специальной установке испытуемого «разгоняют». Потом он резко повисает на ремне безопасности. По словам Седымова, даже 40 километров в час достаточно, чтобы от ремня безопасности на теле остался синяк. Многие после таких тренировок отлично понимают, что будет с ними, если они не пристегнутся.
Однако наибольший интерес гостей центра вызвала не школа, а цех, который практически один в один воспроизводит производственные площади завода погружных насосов, который построен в Тюмени. Тем, кто отучившись здесь, придет на завод, не понадобится много времени на адаптацию.
«Сегодня мы серьезно занимаемся системой среднего специального образования, то есть решаем проблемы подготовки кадров, – отметил Владимир Якушев. – Поэтому открытие такого центра – серьезный шаг вперед. Здесь созданы самые лучшие условия для обучения. И самое главное, что люди здесь будут получать знания в условиях, максимально приближенных к тем, где им предстоит впоследствии работать. Им не нужно будет объяснять, как и что делать. Они уже будут профессионально подкованы. Вот когда все наши уровни образования будут решать задачу именно так, то, я думаю, проблема кадров, а она сегодня стоит наиболее остро, в России будет решена».
***
фото: буровая установка; главный корпус Сибирского учебного центра; демонстрация установки по гидроразрыву пласта; панорама полигона.