X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Небоскребы Тюмени

Окончание. Начало в N 47.
Все выше, и выше, и выше…
Тюменские строители в мечтах и реалиях, подобно создателям Вавилонской башни, поднимаются все выше и выше в небо, создавая себе имя. Акционерное общество «Газпром» занимает в Москве один из самых высоких «небоскребов» и в подобие ему строит свои провинциальные офисы в том же стиле. В начале 1990-х институту «Главболгарстройпроект» в Софии заказали проект офисного здания для ОАО «Запсибгазпром». С 1996 г. по 2004 г. «Тюменьболгарстрой» поднимал ввысь 22этажный небоскреб высотой в 67 м на ул. Республики рядом со своим старым, тоже многоэтажным зданием. В июле 2004-го его, наконец, торжественно открыли. Небоскреб облицован стеклом и алюминием, внутри – гранитом и мрамором.
Второй тюменский небоскреб в 20 этажей достраивает на ул. 30 лет Победы СибСтройцентр для Сибирского научно-аналитического центра (СибНАЦ). Высота дома – 75 м, проект разработан тюменским архитектором Сергеем Лесковым, конструктор – Павел Беленький из СибСтройцентра. Участвовали и конструкторы турецкой фирмы «ЯМАТО». Конечно, все делается из особо прочных материалов, ведь небоскреб – не коттедж в один-два этажа. Интересно, сохранит ли история имена тюменских небоскребостроителей?
Небоскребы у нас строят, но «сделать себе имя» теперь на этом затруднительно, потому что проектирование и строительство стали делом коллективным, насчитывающим до сотни специалистов с разной степенью участия в работах. Найти удается только или имя архитектора, или главного инженера проекта, и то за давностью лет они оказываются глубоко забытыми, хотя вполне заслужили о себе память. Надо к стенам небоскребов прикреплять доски с фамилиями архитекторов, проектировщиков, строителей.
***
Плюсы и минусы небоскребов
По современной классификации, дома от пяти до 16 этажей называются многоэтажными, а более 16 – высотными.
Среди специалистов, архитекторов и инженеров-строителей нет единого мнения о небоскребах. Одни видят в них, в основном, плюсы, другие – только минусы.
Даже крупные и, можно сказать, великие архитекторы имели противоположные мнения. Если Е.Ф. Шумахер отстаивал «достоинства малости», то Ле Корбюзье утверждал: «большое красиво». «Эти небоскребы – мозг города, мозговой центр страны. Они воплощают планы и управление, от которых зависят все действия. Там сконцентрировано все: инструменты, побеждающие время и пространство, телефон, телеграф, радио, банки, торговые дома, органы принятия решений для фабрик: финансы, технологии, торговля», – восторженно писал Ле Корбюзье в книге «Лучезарный город» в конце 1920-х гг. (телевидения тогда еще не было, потому его нет в списке средств связи, как нет факса, электронной почты, компьютера – А.И.).
Один известный в Тюмени архитектор убеждал меня, что небоскреб – не просто хорошо, это – здорово. Небоскребы ставят свободно, в удалении друг от друга, чтобы не затенять соседей. На свободной территории между ними можно построить гаражи, магазины, автостоянки, спортплощадки и многое другое.
Правда, в старой части Тюмени небоскреб не поставишь, от него много тени, особенно в «темную» пору года – с ноября по начало февраля, когда длина светового дня резко уменьшается.
Другой вдумчивый доцент-строитель из тюменского ГАСУ составил по моей просьбе целый список «аспектов» (точек зрения) на проблему строительства небоскребов вообще, не только в нашем городе. «Аспекты» можно объединить в «блажь».
Первый – методологический. Здесь главное – выяснить: зачем городу небоскреб? Актуален ли он? Неужели без него нам не жить? Какие функции будет выполнять небоскреб: гостиница? офисы? жилье? и др. Эстетичен ли он будет? Как впишется в архитектуру города? В его экологию?
Второй – инженерный. Надо учесть конструкцию здания, его устойчивость, выполнение средств жизнеобеспечения, возможность спасения людей при пожаре, учесть транспортные подъезды к зданию и др.
Третий – социально-психологический. Возведение небоскребов в городах в то время, когда у значительной части населения не решены жилищные проблемы, может вызвать острое напряжение в обществе: одни живут в гнилье рядом с мокрицами и грызунами, другие «с жиру бесятся» и строят «вавилонские башни».
Четвертый – экономический. Сколько это будет стоить? В Москве говорят о 10 тысячах долларов за 1 кв.м площади в небоскребах. Кто будет там покупать квартиры или брать в аренду офисы? Хватит ли в Тюмени долларовых миллионеров хоть на один небоскреб?
Так много факторов и еще тысячи деталей надо учесть и обдумать, прежде чем дать «добро» на небоскреб. И еще должны быть варианты для выбора, альтернатива, так сказать: один небоскреб или пять-десять домов обычной этажности.
Высотные здания имеют свои основные конструктивные особенности:
– они очень тяжелы и создают быструю нагрузку на фундамент и несущие конструкции. Например, московский небоскреб «Эдельвейс» имеет массу 100 000 т;
– они имеют большую парусность, то есть горизонтальные ветровые воздействия (нагрузки);
– повышенное значение для небоскребов имеют вибрация, аварии, пожары, диверсии, шумы; в низкоэтажных зданиях их последствия не столь значимы;
– в них очень сложны инженерные сети и коммуникации, требующие создания технических этажей для обеспечения жизненности здания и жизни людей;
– необходимо выполнить повышенные требования пожарной и других видов безопасности, которые влияют на выбор конструктивных решений.
Кроме перечисленных, в высотном строительстве надо еще учесть массу ответственных моментов по использованию различных инженерных решений для обеспечения главного – безопасности строительства и эксплуатации зданий.
Для сравнения с Тюменью стоит посмотреть, как обстоят дела со строительством небоскребов «от Москвы до самых до окраин».
Но об этом – в другой статье.
***
фото: тюменский небоскреб СибНАЦа.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта