Дочери нравится все, что я делаю
В школе села Ершово под Ишимом, где родился автор сказки «Конек-Горбунок» Петр Павлович Ершов, седого человека в очках встречали на «ура!».
Слушали, открыв рты, и живо реагировали на веселые стихи про строгого папу и непослушного сына, которые с детской непосредственностью читал московский гость. Громко хлопали в ладоши и в мгновение ока разобрали подарки — журналы «Мурзилка».
Лауреат премий «Мурзилки», «Артеада России»; обладатель диплома им. Андерсена Международной писательской организации (дается раз в четыре года ста лучшим детским писателям мира) за книгу «Любимые стихи»; обладатель диплома Библиотеки иностранной литературы за лучшую сказку о кошках «Приключения сдобной Лизы»; обладатель детской литературной премии «Алые паруса» и премии «Лучшая книга года в России», поэт Виктор Лунин — гость «Тюменского курьера».
— Простите мне мое невежество, но я так давно не читала детских книг, и мне не знакома ваша фамилия.
— Очень жаль! В учебниках по детской литературе мне уже посвящают главы. И не в одном, а в трех! (улыбается).
— Как давно вы «впали в детство»?
— В 1971 году, а в 1973-м начал печататься. «Впал в детство» не случайно: у меня предвиделась дочь (почему-то сразу думал, что будет дочь), и я начал писать детские стихи. До этого писал только взрослые, которые нигде не публиковал. А еще раньше был научным работником. Заканчивал аспирантуру и работал в институте космических исследований: по образованию я — математический физик. У меня были изобретения, все они связаны с космосом.
— Вы помните одно из своих первых стихотворении?
— Могу прочитать стихи, которые сочинил в три года, их записал мой дедушка. Первое стихотворение было такое: «Деда лезет под кровать, будет валенки искать». А второе: «Деда едет в институт, там его студенты ждут». Дедушка у меня был профессор, преподавал начертательную геометрию.
— То есть вы из такой образованной, интеллигентной семьи — и пошли в детские писатели!
— По-моему, детский писатель должен быть вдвойне образованным и интеллигентным. Потому что если это не так, он не тому будет учить детей.
— С 1973 года вы начали печататься. А. жили на какие заработки? От писательского труда?
— Нет, сначала я был научным сотрудником, а потом ушел и стал жить литературным трудом. И с тех пор живу только этим. Сначала это было не очень много, но сейчас, пожалуй, могу хорошо зарабатывать. Пишу стихи, сказки, перевожу английскую и американскую стихотворную и прозаическую классику. Ее печатают во многих издательствах — и сейчас, и в советские времена, что и позволяло мне жить. Сейчас больше занимаюсь прозой, спектаклями — пишу пьесы. Кроме того, у меня много песен в мультфильмах. Из взрослого пока опубликовал только свои воспоминания о наших великих детских классиках Борисе Заходере и Валентине Берестове.
— Пока мы долго-долго путешествовали в автобусе, вы упоминали фамилии таких людей, о знакомстве с которыми большинство может только мечтать. Например, Виктор Авилов, Людмила Улицкая, Дмитрий Быков…
— Моя мама была очень известная пианистка, и у нас дома постоянно бывали Мстислав Ростропович, Давид Ойстрах — она проработала с ним 25 лет.
С Мишей Козаковым мы познакомились в компании у моих друзей-музыкантов, сразу друг другу пришлись по душе и пошли в другую комнату беседовать о Пушкине. И три часа говорили о Пушкине. Так у нас завязались теплые приятельские отношения.
С Люсей Улицкой когда-то вместе начинали ходить на один семинар мультфильмов. Она хотела писать сценарии мультфильмов, и я хотел. Она сделала один маленький мультфильм, и я сделал. И мы с тех пор просто поддерживали отношения. Моя книжка и ее — вышли в одном издательстве в один и тот же месяц: ее «Бедные родственники» и моя «Сдобная Лиза». Она — прекрасный писатель! На мой взгляд, один из лучших наших прозаиков. У нее особая проза, которая не похожа на других. Это не женская — настоящая проза. «Пиковая дама» — великолепный рассказ! Это один из лучших рассказов в современной прозе. Я уж не говорю о новой ее книге «Питер Штайн, переводчик» — выдающееся, мудрое произведение, которое говорит о том, какими корректными, тонкими и деликатными должны быть люди друг с другом.
— А Дмитрий Быков, которого мы знаем по журналу «Огонек» и его знаменитым «письмам счастья»? ..
— Это не близкий мне человек, но мы постоянно сталкиваемся с ним. И я давно люблю его стихи и считаю, что на сегодняшний день он — один из самых крупных наших поэтов. Он ерник, но блистательный поэт. Его многие любят как прозаика. Но мне его прозаические вещи немножко скучноваты, а вот книга о Пастернаке, за которую он получил премию «Большая книга» (в этом году такую же премию получила Людмила Улицкая), — лучшая.
— Вы не хотите получить «Большую книгу»?
— Никогда! Я никогда никому не завидую. Мне всегда нравится, когда люди делают что-то большое, интересное. Испытываю восторг! Хочется бегать и кричать: «Посмотрите, какую чудесную книгу сделал этот человек! » Наверное, именно поэтому я создал свою пятитомную антологию детской поэзии «Любимые стихи для моих детей и внуков», где исследовал два века детской поэзии. Там 250 авторов, половина из которых. совершенно неизвестна! Я собирал эту антологию двадцать лет — по архивам, по библиотекам, по частным коллекциям. Многие вещи, которые есть в моей коллекции, отсутствуют даже в Ленинке. Антология издана издательством «Московские учебники» специальным тиражом 15 тысяч экземпляров для школьных и детских библиотек. Книга не продается. В Интернете я часто встречаю отзывы на нее.
— У вас росла дочь. Как она относилась к тому, что у нее папа — писатель вообще и детский писатель, в частности?
— Моей дочери нравилось все, что я делаю, и нравится до сих пор. Она любит и собирает все мои книжки. Сейчас у меня родился внук, и она хранит мои книжки для внука. И для меня это самое приятное.
— А как. жена относилась к мужу — детскому писателю?
— Моя жена сказала, когда я начинал: уходи с работы, ты — талантливый детский поэт. Не заработаешь деньги — не важно! Самое главное, что ты будешь заниматься своим любимым делом. И! в этом смысле мне повезло и с первой женой, и со второй, и с третьей.
— Ну, вы просто счастливый человек!
— В этом смысле — да!
— Как давно вы сотрудничаете с «Мурзилкой»?
— Это была моя первая публикация. Я пришел в конце 1972 года с улицы в «Мурзилку» и сказал, что хочу показать им мои первые стихи. И они сразу понравились, их взяли, и во втором номере за 1973 год вышло два моих первых стихотворения. «Облетели лампу мошки, греют тоненькие ножки. Осторожно, мошки, обожжете ножки! ».
Потом было много стихов и сказок. И с тех пор я с этим журналом дружу. Я для них — родной, и они для меня — родные. Это один из самых лучших детских журналов, самый последовательный, самый яркий. И я хотел бы, чтобы он существовал долгие годы. И уверен, что так и будет.
— Я имела возможность видеть, как вы общаетесь с детской аудиторией. Потрясающе профессионально! С детьми это сложно…
— Я когда-то пытался учиться театральному искусству. В МИИТе у нас был театральный кружок. Я ходил туда и был среди самых слабых актеров. Потому что всю жизнь боялся тех, кто сильнее меня. Мне сразу хотелось уступить им место. Но когда стал писать детские стихи, а читать их я всегда любил, вдруг понял, что это очень легко. Я боялся взрослой аудитории, а детской — не боялся. Считал, что дети — самые искренние существа. Если им нравится, значит, нравится, если — нет, то нет. И всегда видел замечательный отклик… Последние годы мы довольно много ездим с Григорием Гладковым — первое отделение я читаю, а второе — он поет. Но чаще всего выступаю сам. Не только перед ребятишками, но и перед студентами, которые занимаются детской литературой.
— Традиционный вопрос: что у вас в планах?
— В планах — детская сказочная повесть. Давно пишу, когда напишу — не знаю, я — медленный человек.
— Как приходит в голову сюжет?
— У каждого внутри собственный возраст. И в разные годы — разный возраст. Были время, когда мне было 30 лет, а внутри — 12,10 или 5. Желание писать возникает само собой — я не задумываюсь над этим И сюжет приходит сам собой. Другое дело, что он окрашен моим знанием и опытом. Вещь получается одновременно и взрослая, и детская. И это самое лучшее. Я всегда старался писать так, чтобы мои книги были для людей всех возрастов — от двух до восьмидесяти.
***
фото: Виктор Лунин.