Знаковый прочерк
Дорожные знаки на улицах города в этом году… осиротели. Точнее, сменили своих многолетних «опекунов» и «попечителей».
Более 30 лет обслуживанием дорожных знаков занимался специализированный монтажно-эксплуатационный участок. Его специалисты отслеживали весь «знаковый» путь – от выдачи наряд-задания и установки придорожных «стражей» до естественного их старения и демонтажа. Но в этом году в ведении СМЭУ остались только светофорные объекты да пара пешеходных переходов. Остальные объекты – порядка 10 тысяч единиц – остались в подвешенном состоянии. Теоретически, согласно федеральному закону, вместе со всем дорожным добром их передали в ведение законного владельца – муниципалитета. А фактически у семи нянек, точнее, у десяти подрядных организаций, занимающихся уборкой городских улиц, дитя оказалось без глазу.
За отсутствием финансирования отлаженная десятилетиями система в одночасье рухнула, а новая за несколько месяцев, прошедших с начала года, сформироваться не успела. На первый взгляд, ухаживать за дорожными знаками просто и не хлопотно. Стоят себе на обочинах дорог и стоят. Снегопад, гололед или распутица, с которыми обычно приходится бороться дорожным службам, им не страшны. Они воспринимались как объекты, неподвластные времени и природным катаклизмам, и потому не требующие пристального внимания.
Очень быстро выяснилось, что все далеко не так. Оказалось, что за дорожными знаками нужен глаз да глаз. То крепежные болты раскрутятся, то любители дорожного экстрима вывернут мешающие им знаки наизнанку, то пьяный водитель снесет, то охотники за металлоломом разберут на запчасти, то стрит-рейсеры расстреляют краской от пейнтбола, то просто несущиеся по лужам машины заляпают грязью до неузнаваемости. В прежние времена в СМЭУ город был разбит на участки, и за каждым была закреплена своя бригада, обслуживающая эти объекты. В скорую знаковую помощь входили не только разнорабочие, но и сварщики, которые при необходимости восстанавливали металлическую целостность конструкций. Эти же бригады демонтировали отслужившие свое знаки и устанавливали новые. За год только в плановом порядке приходилось менять порядка 600 конструкций, еще 200–250 приходили в негодность в результате всевозможных ДТП.
На сегодняшний день подрядные дорожно-эксплуатационные организации оказались, по сути, не готовы к обслуживанию чуждых их основному профилю объектов. В круговерти своих ежедневных дел они упускают из виду инспектирование знакового хозяйства. Пока, до поры до времени, это не приводит к образованию пробок на дорогах и авариям. Но никто не знает, когда и чем эта забывчивость может обернуться.
В начале года подобная ситуация с обслуживанием дорожных знаков, говорят в СМЭУ, сложилась и в Тобольске. Но там приняли решение и вначале увеличили финансирование организации, обслуживающей светофорные объекты, а затем объявили дополнительный конкурс. Все-таки, рассудили, сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь пирожник. Кроме того, в существовавшей много лет системе было и еще одно неоспоримое преимущество: у обслуживающей организации вырабатывался свой узнаваемый почерк. Будет ли он один у десяти разных подрядчиков – еще вопрос. И не приведет ли это к знаковому хаосу на дорогах?
***
фото: знак «стоп» на Товарном шоссе сложили в «гармошку».