До свидания, Ларичев
Грядет премьера «Невинных игр», а за кулисами тюменского театра драмы развернулись другие игры.
Уволен Алексей Ларичев. В течение полутора десятков лет он был главным режиссером театра, последние три с половиной года занимал должность художественного руководителя.
Для всех, кто в курсе театральной ситуации, это событие означает победу директора Владимира Коревицкого над Алексеем Ларичевым в затянувшейся холодной войне.
Отношения между двумя руководителями тюменского драмтеатра испортились давно. Логично предположить, что конфликт провоцировала система двоевластия: когда у штурвала два капитана, то есть директор и главный режиссер, или директор и художественный руководитель, неизбежны споры о том, какой курс правильный, борьба амбиций и дележ полномочий. Подобные конфликты знакомы многим театрам. В истории тюменской «драмы» тоже отыщутся примеры, однако далеко не всегда двоевластие приводит к катастрофе, некоторые руководители умеют договориться.
Летом 2000 года в обкоме по культуре состоялся разговор о кризисе режиссуры в Тюмени. Одной из мишеней для критики мог стать Алексей Ларичев, да все-таки не стал. Напомню, что с тех пор у нас сменились председатель культурного обкома, губернатор и даже президент страны, а вот Алексей Иванович усидел на месте. Правда, сиделось ему неудобно. Зимой 2003 года в театр драмы приехали критики из Москвы и Санкт-Петербурга и устроили грандиозный разгром его постановок: «В спектаклях Ларичева нет глубины и правды проживания. Вялость, аморфность на сцене».
За этими событиями виделось желание директора Владимира Коревицкого убрать главного режиссера чужими руками. Однако Владимир Здзиславович сказал тогда: «Уровень моего понимания и профессиональных знаний позволяет мне самостоятельно оценить работу Алексея Ивановича и принять решение. Мне не нужны для этого критики со стороны».
Конфликт Коревицкого и Ларичева получил широкую огласку в конце 2004 года, когда театр готовился к смене юридического статуса, из государственного учреждения должен был превратиться в АНО, автономную некоммерческую организацию. «Анонизация» грозила всем культурным учреждениям, и прагматики это понимали. Колхоз – дело добровольное. Разница была лишь в том, кто быстрее перейдет в АНО и на каких условиях. Кто первый анонизируется, тот молодец. В этой ситуации Владимир Коревицкий показал себя прагматиком. Однако творческий коллектив не одобрил его действий. Директор не обсуждал в театре проект устава, это вызвало возмущение. Когда же коллектив познакомился с проектом, возмущение достигло апогея.
Большая часть работников театра увидела в новом уставе пугающую перспективу, подтверждение слухов о том, что театр превратят в развлекательный комплекс, площадку для гастролеров, что труппу разгонят, и свершится это благодаря Коревицкому, который намерен занять должность художественного руководителя. На общем собрании коллектива директору выразили недоверие. Затем прошла пресс-конференция. Протестантов возглавил Ларичев.
Хотел Алексей Иванович того или не хотел, но промежуточная победа досталась ему: он стал художественным руководителем. Председатель обкома по культуре Евгений Негинский заявил прессе, что в Алексее Ларичеве «на данный момент» видит залог стабильности тюменского театра. Ничего другого сказать бы он не мог, так как именно вокруг Ларичева сплотились основные творческие силы театра, и бунт задавить не удалось, информация о скандале просочилась в СМИ. Между тем, Владимир Коревицкий тоже остался у руля, при должности директора.
Владимир Здзиславович не скрывал, что у них с Алексеем Ивановичем случился «развод», но пока они вынуждены существовать под одной крышей.
Разрешить ситуацию помог федеральный закон, согласно которому театр вновь должен поменять статус, из АНО перейти в ГАУ, государственное автономное учреждение. В связи с этим в театре расторгнуты все контракты, и будут заключены новые. Алексея Ивановича поставили в известность, что должность худрука упразднена. В новом штатном расписании есть должности главного режиссера и очередного режиссера. Ларичеву предложили стать очередным. А главным режиссером вновь назначенный директор Владимир Коревицкий назначил Александра Цодикова.
Такова суть дела без подробностей. Подробности воспоследуют. Пока считаю нужным напомнить, что в течение четырнадцати лет тюменская «драма» оставалась театром Алексея Ларичева, спектакли этого режиссера определяли лицо театра.
***
фото: Алексей Ларичев.