Девушка, которая светит
Техник-осветитель – профессия как будто абсолютно мужская. Поэтому, когда мне навстречу вышла девушка, было немного удивительно. Знакомьтесь, Наталья Ахметшина – та, которая светит в прямом смысле этого слова. Она – осветитель сцены в театре драмы.
– Весна… – начала я. – Когда вы чувствуете, что она наступила?
– Когда становится тепло! – с готовностью отвечает Наталья. – От тепла сразу настроение по-весеннему поднимается. У меня, по крайней мере, так. Сейчас весна уже чувствуется: то дождь, то снег, то солнце… Классическая тюменская весна!
– А День 8-е Марта в театре отмечают?
– Конечно. И День защитника Отечества, и женский день, и Новый год… Обычно для праздников мы устраиваем театральные капустники. Коллектив-то творческий, так что прямо на сцене показываем любимые отрывки из спектаклей, песни поем, поздравляем друг друга. Не знаю, что нам приготовят мужчины в этот раз, но скучно точно не будет!
С театральными законами и обычаями Наталья освоилась быстро, ведь пришла она сюда сравнительно недавно, в 2004 году. Удивительно, но почти все работники, которые составляют так называемый технический персонал (костюмеры, реквизитчики, осветители), появились здесь случайно. Наталья, например, по образованию и вовсе продавец, но, когда стало трудно с работой, пришла сюда работать гардеробщицей.
– Мне не очень хотелось работать в гардеробе, скучновато, – пожимает она плечами. – Но два сезона я стояла за стойкой и выдавала одежду, а уже потом начальник электроцеха Татьяна Бершауэр предложила мне перейти в осветительский цех.
Сам цех – маленькая комнатка в конце зрительного зала. Диван, столик с чайником, несколько стульев и большой пульт с множеством рычажков. От зала цех отделен стеной с несколькими большими окнами: отсюда хорошо видно сцену.
– Страшно было очень. Я ведь никогда со светом не работала, не училась этому. Но Татьяна пообещала, что научит. И, к моему удивлению, я быстро «схватила» все азы работы. И через месяц «отвела» на малой сцене спектакль «Зима»…
Труд, наверное, не малый. Стоит только взглянуть на пульт (где 120 разных рычажков), и становится понятно, что для этой работы нужны хорошая память и внимание. За каждый рычагом «закреплен» отдельный прожектор, нужно помнить, какой. А во время спектакля что-то может сломаться, прожектор погаснет, и нужно быстро определить, какой именно. А еще – чем-то заменить его, чтобы световое насыщение спектакля не обеднело.
– Терминология мне тоже понравилась. Свет бывает, например, «заливным», – увлеченно рассказывает Наталья. – У нас говорят: «Сделай заливочку». А еще есть «прямой прострел» – это когда свет направлен прямо на сцену, не захватывая кулисы.
– А луч, который «бегает» по сцене за артистом?
– Если артист стоит на месте в круге света – это точечный свет. А если, как вы сказали, «бегает» за артистом, тогда это свет водящий.
– Светить – это творческая работа или все же техническая?
– И то, и другое! Хотя технического здесь, наверное, больше. Нужно разбираться. Например, перед каждым новым сезоном мы проводим большую работу с прожекторами. Моем их, чистим линзы, меняем износившиеся детали. А прожекторов знаете сколько!
– Сколько? – Точным подсчетом я не занималась, но штук 60 есть точно. Может, даже и больше.
… Несостоявшийся продавец Наталья Ахметшина решила навсегда остаться техником-осветителем. Ее держит в театре особая атмосфера:
– Не знаю, как это объяснить, – мечтательно говорит она. – Просто здесь все такие хорошие! А если всерьез, то я себя в этой работе нашла. Мне хочется делать что-то новое, придумывать, осваивать. Это особенная работа. Не рутинная… Говорят, что в новом здании театра такого пульта уже не будет. Немного жалко, потому что я успела к нему привыкнуть и даже привязаться. Но зато буду учиться создавать свет на компьютере. Интересно!
***
фото: Наталья Ахметшина.