X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Крылатый «Орион» с улицы Восстания

О тюменском самолетостроении сегодня говорят редко. Все разговоры сводятся к авиадвигателям, которые выпускают «Тюменские моторостроители». И больших заводов, где бы строили пассажирские лайнеры, ни в городе, ни в регионе отродясь не бывало. Да, пожалуй, ни к чему нефтяному краю такое производство. Для перелета с месторождения на месторождение куда лучше использовать более компактную технику. Например, вертолет или… самолёт-амфибию.
Именно к такому мнению пришел однажды директор Тюменского научно-производственного центра авиации общего назначения Сергей Карпов – создатель самолета-амфибии СК-12 «Орион».
… Производственную базу предприятия найти нелегко – скрытый от постороннего глаза густыми зарослями ольшаника, серый, укрытый снежной шапкой ангар затерялся в глубине улицы Восстания на самой окраине города. Если бы не синяя с белыми буквами табличка, указывающая направление движения, да машины, припаркованные у входа в ангар, трудно было бы поверить, что здесь собирают самолеты.
Но я перешагнул порог производственного помещения и нос к носу столкнулся с крылатой амфибией. Массивная, в полтора человеческих роста, машина, некий гибрид моторного катера и дельтаплана, ждет, когда на нее установят второй мотор и опробуют в деле.
– Наше предприятие, – говорит Карпов, – начиналось с клуба дельтапланеристов «Орион», который открылся еще в 1980 году в ДК «Нефтяник». Во времена перестройки переехали в Плеханово, делали дельтапланы. А в 1992-м построили вот этот ангар, где продолжали конструировать дельтапланы. Сдружились с тюменским авиаспортклубом ДОСААФ, базировались на их аэродроме и учились летать… Так появилось желание создать свой самолет, благо опыт в авиастроении у нас был немалый. Вот из этой, безумной, казалось бы, идеи наше предприятие и родилось…»
На первый самолет ушли два года. Конструкцию амфибии разработал Сергей Карпов, а систему управления – еще один конструктор предприятия Василий Попов. В 2002 году был выпущен первый самолет-амфибия СК-10 «Орион».
Пояснять, что значит аббревиатура «СК», наверное, нет смысла. Следуя традиции знаменитых генеральных конструкторов, Сергей Карпов не стал долго думать и смело поставил в наименование самолета две заглавные буквы.
Купила новинку Ханты-Мансийская госохотинспекция, посчитавшая дороговатым использование вертолетов для подсчета поголовья животных на подведомственной территории. Начало было положено. Вслед за десятой моделью, после небольших модификаций и усовершенствований, на свет появился СК-12, который предприятие собрало всего за год.
Восемь новеньких «Орионов» получили путевку в жизнь. Девятый еще только готовится к взлету. Носовую часть из стеклопластика (он предохраняет корпус от деформаций при ударе о воду) и дюралюминиевый хвост уже соединили друг с другом. Осталось только приделать «птичке» крылья, поставить два мощных немецких мотора, установить шасси и покрасить летающий катер в ослепительно белый цвет с зелеными полосами по краям.
Что касается расцветки «Ориона», то с этим связана целая история. Сам по себе цвет самолетаамфибии ни у кого вопросов не вызвал. Только классический белый! А вот цвет полосок по бокам фюзеляжа…
– Была у нас банка краски, – не без улыбки вспоминает Сергей Николаевич. – На ней было написано: «Оливковая». И вот этой краской мы взяли, да и нарисовали полосы вдоль всего корпуса самолета. Получилось очень красиво, и с тех пор все наши самолеты раскрашивали этой краской, пока банка не опустела. Что делать? Пошли в магазин, показали образец, но оказалось, что такой краски нет. Попробовали приобрести точно такую у фирмы, что произвела краску. Но оказалось, что цвет не совпадает. Пришлось буквально по образцу подбирать этот цвет, смешивая разные оттенки зеленого… Кстати, откуда взялся тот нестандартный оттенок, который мы использовали сначала, до сих пор не знаем.
«Орион» – самолет туристический. Он отлично подходит для того, чтобы в выходные дни вырваться из города на природу. Главное, чтобы было куда приводниться, а с этим в нашем регионе проблем никогда не было. Топлива хватает для того, чтобы в течение восьми часов совершить тысячекилометровый перелет. Хотя делать этого конструкторы не советуют. Восемь часов в воздухе – удовольствие малоприятное. Да и проблемы с заправкой не заставят себя ждать.
***
фото: Сергей Карпов (вверху справа) и его «Орионы».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта