Разбей изнеженную лиру
Везде ставят Рэя Куни, эпидемия в театрах, в тюменской «драме» аж два спектакля по его пьесам. Пошлый, но – народу нравится. Впрочем, не надо «но», нет здесь противопоставления. Пошлый, потому и нравится.
А теперь «но». Неделю назад я написала, что Рэя Куни не пнул только ленивый критик. В самом деле, все уже сказано, пора закрыть тему. Однако на следующий день я узнала новость, заставившую взглянуть на английского комедиографа под иным углом.
В алтайском театре драмы готовят премьеру по его пьесе «Плохие парни». Решили пополнить коммерческий репертуар. Пригласили на постановку молодого режиссера (театру – прибыль, режиссеру – опыт работы на большой сцене). Премьера была назначена на 8-9 февраля. Как вдруг…
По местному телевидению показали сюжет о грядущей постановке, после чего директору театра позвонили «сверху» и сделали внушение. Суть внушения примерно такова: совсем рехнулись, тащить на главную сцену края материал с наркоманами и ненормативной лексикой?!
Не знаю, как оправдывался директор. Один из персонажей пьесы – наркоман. И это, наверное, криминал. В жизни наркоманы есть, но в спектаклях их быть не должно. Упрек в ненормативной лексике тоже не без оснований: в оригинале встречаются непереводимые грубости, нечто среднее между узаконенной бранью («подлец», например) и матом, чему трудно подобрать аналог в русском языке.
Не знаю, какой был сюжет, лишь предполагаю, что журналисты могли начудить.
Но не это важно, важна реакция. Директору театра передали пожелание губернатора Алтайского края: не выпускать спектакль до президентских выборов. Премьеру перенесли на апрель.
Вчера Рэй Куни был пошляк, а сегодня он уже вольнодумец и чуть ли не революционер. Шекспир не мог навредить властям, а Куни, оказывается, это под силу!
С одной стороны, хорошо, что вовсе не запретили спектакль. В Братске был случай: начались репетиции пьесы «Гарольд и Мод», уже израсходовали часть средств на постановку, и здрасьте – начальница департамента культуры, спорта и молодежной политики остановила работу. Основная мотивация: «Нам такие постановки не нужны. Нам нужны легкие комедии типа «Бестолочь», «Любовь не картошка», «Номер Люкс». (Последняя из перечисленных, если не ошибаюсь, есть сценическая версия пьесы Р.Куни. Милостью судьбы англичанин оказался на хорошем счету у братского руководства).
Теперь поглядим с другой стороны. Почему чиновники распоряжаются репертуаром? Сколько слышала жалоб, что в театры поступают прямые указания: убрать такой-то спектакль, доход с него маленький! Публично пока еще о таком не говорят, публично только пожелания высказывают. «Очень хочется, чтобы на тюменскую сцену пришел оптимизм. Почему-то в последнее время в репертуаре театра появилась какая-то сумрачность». В порядке вещей, когда подобное пожелание высказывает критик, работа у него такая, но оптимизма пожелал Начальник, а это равносильно приказу.
Итак, будьте готовы к вводу оптимизма. Начальнику его уже ввели, теперь наш черед.
Совсем не о том собиралась писать. 25 января в «Ангажементе» сыграли «Птицу Феникс». Два раза смотрела эту постановку, но и в третий раз любопытно было посмотреть, тем более что спектакль приурочили ко дню рождения Леонида Окунева, художественного руководителя театра и исполнителя главной роли в «Птице».
Идет спектакль. Замечаю изменения в нем, радуюсь актерским работам, отслеживаю реакцию публики (было опасение, что «галерка» нарушит гоготом атмосферу драматических эпизодов, но этого не произошло), а параллельно продолжаю думать о цензуре зрелищ.
Тюменская «Птица Феникс» вежливо разговаривает с публикой. К примеру, обидные, но справедливые слова – «темное хайло», «напились, нажрались в своих буфетах» – будто бы адресованы кому-то другому, не тем зрителям, которые сидят в зале. Пролетают мимо или задевают вскользь, щекотно. И так во всем: не до края, не до нутра, не в глаз, а в бровь.
Жаль. «Птица» могла бы вызвать шок, перевернуть наши представления о театре. В пьесе Николая Коляды есть потенциал, не реализованный им же как постановщиком.
Ощущение, что сработали внутренние заслоны. Получился хороший спектакль. Просто хороший. Уже и это кажется чудом, когда знаешь о «звонках сверху», которые могли бы прекратить театральные вольности. Только почему же эти вольности такие скромные…
***
фото: сцена из спектакля; Леонид Окунев в «Птице Феникс».