По замерзающим кругам…
Два дома по улице Комбинатской – N 36 и N 38 стали уже притчей во языцех. Их проблему – холод – склоняют, разбирают, контролируют, а толку, увы, от этого мало. За тепло в своих квартирах жители бьются, начиная с 2005 года. Как пишут они в письмах, направляемых во все инстанции, «в зимний период практически отсутствует отопление, температура в квартирах держится на уровне 10-12 градусов», добавляя для ясности – «по Цельсию».
Глядя на этот несчастный дом, слушая душераздирающие истории о том, как леденеет вода, оставляемая в мисках для животных, как мерзнут маленькие детские пальчики, и мамы надевают дома малышам варежки, как пенсионеры ищут ночлег у родных, как чернеют стены, рулонами отваливаются обои, отслаивается краска, ножом откалывают иней с окон – начинает казаться, что всего этого в реальной жизни не может быть. Что это какой-то виртуальный фильм ужасов.
А если, действительно, все так плохо, то почему тянется так долго? Кто-то должен стукнуть кулаком по столу и сказать: «Так жить нельзя!»
Но, похоже, решить все сразу, просто стукнув кулаком по столу, не получится. Ниточки в этом клубке так переплелись и перепутались, что, потянув за одну, не распутаешь остальные. Дом, когда-то благополучно существовавший под крылышком ДОКа «Красный Октябрь», после передачи его на баланс муниципального хозяйства как-то резко сдал. Возможно, просто время его пришло, все-таки не молоденький уже – лет тридцать будет. А может, хозяина настоящего не стало. Дома передавали из рук в руки и, в результате, «у семи нянек…»
В квартирах первых этажей с потолка от постоянной влажности закапала вода, в квартирах верхних – стены покрылись черным налетом плесени, оконные рамы перекосило. Но это было еще полбеды. Пришла беда, которую раньше не знали, – собачий холод. (Не знаю, почему его называют «собачьим», поскольку при температуре жилища около 14 градусов некомфортно даже мохнатым, они прячутся в плательных шкафах). Собачьи будки никогда не отапливались, и наши четвероногие друзья принимали мороз как данность. У людей так не получается. Мерзнут они, прячутся под одеялами и шубами при такой температуре.
Раньше-то прямо в доме N 36 жил «доковский» сантехник, и жильцы проблем не знали – было тепло, даже жарко. Как водится, открывали форточки, как и сейчас делают жильцы в девятиэтажке напротив Комбинатской, 63. Рай стал таять на глазах после того, как вначале к дому подсоединили пристрой общежития, затем какой-то барак, затем в ту же ветку включили многоэтажные новостройки района. Система отопления стала давать сбои. Равномерно обогреть всех не получалось. Кто-то изнывал от жары, кто-то зубами стучал от холода.
Наверно, уже тогда теплоснабжающей организации надо было бить тревогу. Чем больше район застраивается, тем больший хаос это вносит в систему теплоснабжения. И если раньше угроза низких параметров нависала всего лишь над несколькими домами, теперь страдают целые группы зданий.
Постоянный холод только усугубляет коммунальные проблемы этих пятиэтажек. Стены не прогреваются, сыреют, разрушаются, трубы гниют, подвалы парят. В 2007 году пробовали объявить муниципальный конкурс на капитальный ремонт подвальных помещений с немалой суммой финансирования – порядка миллиона рублей на оба дома. Конкурс выиграло ЗАО «Добрый свет». Но все, что оно смогло сделать – выполнить отмостки, установить новую водосточную систему, покрасить цокольный этаж и поменять входные группы в подвале. Никаких других задач, по словам мастера предприятия Игоря Зиновьева, перед ними и не стояло, в том числе замена инженерных коммуникаций. Но без этой замены все перечисленное оказалось почти бесполезной тратой времени, денег и сил.
Вместе с «Добрым светом» жильцы поминают недобрым словом и управляющую компанию «Запад», которую, кстати, выбрали сами. Однако ее главный инженер Сергей Скоморохов не принимает выдвигаемые обвинения. Замерзание домов он объясняет объективными, зависящими только от Тюменских тепловых сетей, причинами. Давления в трубах не хватает, положенного по СНИПам перепада нет, и то, что было на выходе с ТЭЦ-1 горячим, через пять километров прохода по магистрали остывает. Нужного объема теплоносителя в нужное время и в нужном месте не оказывается. Никакой бойлер, на его взгляд, здесь не поможет. И дополнительный циркуляционный насос может не только не решить, но и усугубить ситуацию. Как получилось в доме по улице Димитрова. Поставили там новый насос, но то ли с мощностью перемудрили, то ли тонкая наука гидравлика вмешательства в свои дела не перенесла, но стало тому замерзающему дому еще хуже, эффект, по словам Скоморохова, получили отрицательный.
Если всех послушать, то круг замкнулся, положение безвыходное и куда не кинь – всюду клин.
Что в таком случае может решить капитальный ремонт инженерных сетей в подвальном помещении дома, запланированный на 2008 год? Возможно, избавит от излишней влажности. Но добавит ли он осенью тепла или ситуация опять пойдет по новому кругу?
Сейчас, в качестве утешения жильцам предлагают… потерпеть до лета. Станет, говорят, теплее. В этом, точно, не приходится сомневаться.
***
фото: у дома N 36 по улице Комбинатской.