X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Ветхий вопрос с новой начинкой

В прошлом году снесено старых жилых домов больше, чем за предыдущие пять лет. В период с 2002-го по 2006-й в среднем переселяли за год по восемь-девять домов. Эта работа шла долго и трудно, иногда тянулась годами. Сейчас даже трудно назвать точное количество переселенных семей, поскольку единой информационной базы по данной теме не было, сведения собирались фрагментарно. Только в прошедшем году, когда образовался центр по обмену и сносу жилого фонда, данные удалось систематизировать. За пять предыдущих лет насчитали всего порядка пятидесяти снесенных домов.
В 2007 году этот показатель удалось превысить почти в шесть раз! Новую прописку обрели жильцы 53 снесенных муниципальных жилых домов.
Анализируя качество работы и выполнение застройщиками взятых на себя по переселению обязательств, в центре по обмену и сносу жилого фонда сделали вывод, что применение комплексного подхода к решению проблемы эффективнее, чем использование исключительно целевых программ по переселению из ветхого жилья. Объясняется это заинтересованностью застройщиков в скорейшем окончании работ.
Как рассказал в минувший четверг на заседании коллегии администрации города Николай Степанов, директор центра по обмену и сносу жилого фонда, в прошлом году из шестидесяти организаций, получивших земельные участки, абсолютное большинство уже заявило о своем желании заниматься сносом домов. Несмотря на всю хлопотность этого мероприятия, его итоговая доходность перекрывает все издержки. Поэтому в наступившем году может идти речь об увеличении количества снесенных домов почти в два раза.
Благодаря переселению жильцов из старых квартир в новые, обычно большие по площади, в прошлом году выросло благосостояние не только 210 семей тюменцев, но и произошел прирост муниципального имущества почти на 55%, что принесло городскому бюджету неоценимую пользу и чистую прибыль в несколько десятков миллионов рублей.
К сожалению, не все организации-застройщики четко выполняют свои обязательства по сносу и переселению. Должников в центре знают по именам и ведут с ними постоянную работу, выписывают штрафные санкции. Однако вынуждены признать, что загонять застройщиков в жесткие рамки сроков не всегда получается, и не только по субъективным причинам. В 90% случаев выполнить все условия договора «от» и «до» объективно невозможно.
Достаточно часто, примерно в 40% случаев, при оформлении документов на отселение выясняется, что у живущих по данному адресу не только нет в наличии всех необходимых справок и документов, но нет и самого подтвержденного права на проживание. На его закрепление в судебном порядке уходит минимум два-три месяца. Сроки автоматически сдвигаются.
Препятствием нередко становится и неравнозначность предлагаемых застройщиками квартир. Бывают, конечно, случаи, когда жильцы не выигрывают от обмена, но чаще это показатель условный и, скорее, манипулятивный. Некоторые прописывают в своих лачугах всех ближайших родственников и пытаются улучить момент, чтобы бесплатно улучшить жилищные условия не двух-трех, а сразу десяти-пятнадцати человек. Такие действия, по сути, спекулятивны, но признать их незаконными трудно, приходится долго и упорно искать компромиссы.
Кого в этой ситуации считать виновным в несоблюдении сроков – застройщиков или конкретные семьи?
Все трудности, конечно, со временем преодолимы, считает Николай Степанов, но необходимо разработать более четкий механизм контроля за выполнением застройщиками обязательств по отселению. Подвижки есть. Налажено тесное взаимодействие с областным департаментом земельных отношений по графику сноса жилых и нежилых помещений.
Но чтобы действительно активизировать эту работу, необходимо расширять законодательные рамки, выходить с новыми законотворческими инициативами. Тогда и 50, и 90 отселенных домов в год будет не пределом, а нормой.
***
фото: один из старых домов деревянной Тюмени.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта