Прощай, Фаберже!
Итак, Тюмень официально попрощалась с коллекцией работ знаменитого ювелира.
Начало на стр. 1. О проекте «Фаберже: утраченный и обретенный» мы теперь услышим разве что из сводок новостей в других регионах, городах и даже странах, куда еще не ступала нога устроителей благотворительного действа. График экспонирования выставки, как утверждают организаторы, расписан на несколько лет вперед, так что шанс увидеть ювелирные творения Фаберже раньше этого срока ничтожно малы.
Однако факт остается фактом. Такого ажиотажа, как в столице Западной Сибири, выставка еще не получала нигде. Как подсчитали менеджеры музея (должность эта появилась здесь сравнительно недавно и во многом благодаря этой самой выставке), за те три месяца, пока ювелирная коллекция находилась в выставочных залах, желание посмотреть на нее изъявило около 35 тыс. человек. Пик посещаемости пришелся на последние три дня экспозиции – в среднем по 1 тыс. человек в день. Из-за этого рабочий день музея пришлось продлить до восьми часов вечера. Но и этого времени оказалось мало. Многие так и не смогли прикоснуться к прекрасному, безнадежно взирая на то, как счастливчики входят в экспозиционный зал. Особо упорные все же были вознаграждены за все свои мучения. 52 человека, разделенные на 2 группы, стали последними, кому довелось лицезреть чудесные творения мастера.
Что касается экскурсоводов, то, по словам директора музея Людмилы Овсянкиной, нагрузка на них в эти дни, как впрочем и за весь период выставки, выпала колоссальная. 13 научных сотрудников общими усилиями провели 1174 экскурсии. Выдержать такой марафон удавалось далеко не всем. Многие после 5-6 кругов по выставочным залам и непрерывной речи о шедеврах, представленных в экспозиции, попросту валились с ног. Полчаса на отдых, пока тебя подменяют товарищи, и снова в бой. Среди передовиков производства – Ирина Мануйлова, Марина Косполова, Ирина Смирнова и Наталья Паромова. На четверых они провели около шестисот экскурсий.
Главной проблемой, с которой столкнулись работники музея, стали чрезмерно большие людские потоки, собиравшиеся в фойе и предвыставочном зале, но и с этим явлением удалось справиться. В ходе многочисленных споров решено было придать билету на выставку «Фаберже: утраченный и обретенный» статус единого для всех экспозиций. А их в стенах храма искусств не так уж и мало. В ожидании своей экскурсии тюменцы и гости города с удовольствием прохаживались по залам, расположенным на втором и третьем этажах музея, разглядывали работы известных художников, знакомились с историей региона. Экскурсоводы же в это время могли спокойно выполнять свои обязанности.
Суммарный доход от проведения выставки составил 1 млн. 200 тыс. рублей. Все эти деньги, учитывая благотворительность мероприятия, останутся в музее. Часть из них уйдет в уплату подоходного налога, а остальные руководство храма искусств планирует потратить на поощрение всех, кто был занят в организации и проведении этой экспозиции, покупку необходимого оборудования и, конечно же, ремонт помещений.
О том, что интерес к экспозициям Тюменского областного музея изобразительных искусств у тюменцев пропадет, его сотрудники даже не думают. Напротив, уверены, что теперь его популярность среди горожан будет только расти. Ведь помимо нашумевшего проекта «Фаберже: утраченный и обретенный» здесь действительно есть экспозиции ни в чем ему не уступающие, а по многим параметрам даже превосходящие его. Чего стоит хотя бы постоянно действующая выставка русского искусства, которая уже скоро займет свое законное место в залах, где когда-то красовались ювелирные изделия мастера.
А на днях на имя директора музея пришло письмо из Франции с предложением провести очередную, уже третью по счету «Ночь в музее», которая традиционно проходит 18 мая в международный день музеев. Как это будет происходить, никто пока не знает, но уже точно известно, что устроители постараются удивить всех без исключения горожан, как удивила их та самая коллекция работ Карла Фаберже, которая, надеюсь, еще вернется в Тюмень.
***
фото: Людмила Овсянкина