Остановить у роковой черты
За пять лет на юге области около 14 тысяч несовершеннолетних пытались свести счеты со своей только начавшейся жизнью. О проблеме подросткового суицида начали говорить совсем недавно. Лавина нелепых детских смертей, искалеченных юных судеб, навсегда утраченного здоровья заставили посмотреть правде в глаза и признать, что еще немного, и ситуация может выйти из под контроля. Если не взяться за нее всем миром, не изучить причины с разных сторон, не попытаться найти конструктивные решения, не заняться профилактикой, последствия могут оказаться трагическими.
Анализ данной проблемы был дан на состоявшемся во вторник заседании круглого стола «Современные дети, семья и школа», организованном управлением по образованию совместно с городским информационно-методическим центром. Активное участие в обсуждении принимали также представители управления по спорту и молодежной политике, органов здравоохранения, управляющих советов образовательных учреждений, руководители школ, детских развивающих центров, социальные педагоги и психологи.
Участники разговора пришли к главному выводу: на роковой шаг подростков толкает душевная боль, усугубленная неумением общаться, находить компромиссные решения в стрессовых ситуациях и, главное, видеть позитивную жизненную перспективу. Ведь сами по себе ссоры, обиды и разногласия, которые характерны для обостренного восприятия жизни подростками, не должны отождествляться с «концом света». По большому счету, все они преходящи, и не надо ставить их во главу угла. Надо искать выход в самой безвыходной ситуации.
Вот только подростки в силу своей категоричности, несформированности жизненных установок, отсутствия житейских и психологических знаний часто не знают, как справиться со свалившимися на их головы трудностями. Наученные рекламой и шоу-бизнесом решать проблемы по принципу «все или ничего», «бери от жизни все», они способны идти только на демонстративные меры. По статистике, 90% попыток самоубийства – лишь желание привлечь внимание к себе. Человек в 13-15 лет не может оценить действительный масштаб последствий, которые могут наступить за резким и необдуманным шагом.
Детское любопытство, желание «заглянуть» за край всячески подогревают и провокационные интернет-сайты, в стихах и прозе призывающие больше ценить смерть, чем жизнь. Призывающие «сделать шаг». Грамотно выстроенные психологические манипуляции оказывают сильное влияние на неокрепшую психику, задают негативную программу разрушения жизненных ценностей. Оценить это подросток не может, разобраться в себе у него часто не хватает ни навыков, ни сил.
Взрослых, которые бы подставили плечо, подали бы руку, рядом не оказывается. Родители замотаны на работе, им некогда выслушать свое чадо, спросить, как у него жизнь, своевременно заметить и соответственно отреагировать на происходящие перемены. Им некогда своего ребенка любить. Некогда и учителям, загруженным школьной программой и требующим от ребят, прежде всего, соблюдения учебных норм. И классным руководителям, часто считающим, что их роль в воспитании учащихся минимальна и второстепенна.
Извечную проблему «отцов и детей» усугубляет резко возросший за последние годы уровень школьной агрессивности. За последние пять лет, по самым скромным подсчетам, она выросла, как минимум, в два раза. В особой группе риска находятся учащиеся 7-11-х классов. Проявление разумной агрессивности, не агрессии в принципе, не является патологией, для пубертатного периода она скорее норма. Другой вопрос: перерастает ли агрессивность в агрессию немотивированную? Насколько она мешает жить другим и тебе самому? Насколько она переходит границы и в какой степени контролируема?
Педагоги и психологи, участвовавшие в беседе за круглым столом, вынуждены были признать, что традиционными методическими приемами нынешние конфликтные ситуации в школе, в подростковой среде, в семье уже не решить. Необходимо брать на вооружение не обычные педагогические наработки, а новейшие психотерапевтические технологии. Создавать антикризисные центры для детей и родителей, проводить тренинги по адаптации детей в коллективах ровесников, учить педагогов, психологов, классных руководителей новым формам работы с семьей.
Всем и каждому в этой непростой жизненной ситуации надо искать слова примирения, сочувствия, понимания. Тогда не останется подросток один на один с собой на мосту, на крыше высотки, с горстью таблеток. И с отчаянной решимостью уйти из жизни…
***
фото: во время беседы за круглым столом в управлении по образованию.