«Профессионал года».
Виталий Энбрехт попал в сантехники почти случайно. Почти 30 лет назад, когда он приехал с молодой женой из Казахстана, остро встал вопрос жилья. В те годы максимально быстро можно было получить служебную квартиру, устроившись в домоуправление. Туда он и пошел.
Вначале был сварщиком в ДЭУ N 1 на улице Сакко. Но через год понял, что профессиональных навыков, полученных за год на заводе БКУ, недостаточно, и решил перейти в сантехники. Район обслуживания был большой, микрорайон молодой, активно строящийся – появлялись новые дома по улицам Свердлова, Немцова, сантехников здесь не хватало.
Через год семье дали комнату в деревянном доме по улице Водопроводной, через пять – служебную квартиру, за которую десять лет надо было отработать. Остался да так и проработал на этом месте 24 года. Сейчас трудится по той же специальности в ООО «Комфорт».
– Виталий Петрович, как вам кажется, сантехник – это работа с трубами и инструментом или больше с людьми?
– Инструмент, конечно, имеет огромное значение. Раньше, когда работал в ЖЭУ, с ним проблем никаких не было, теперь же все приходится покупать самим. Зато есть возможность выбрать все самое современное, лучшее из нового оборудования и материалов – полипропилена, металлопластика.
Большую роль играет и «человеческий» фактор. Я сам из простой многодетной семьи, нас 12 детей было, поэтому мы не разбалованы. И хоть всем не угодишь, проблемы многих я понимаю. Стараюсь людям не грубить. Тем более что работаем по заявочному ремонту – в основном, с бабушками и с дедушками, которые сидят на пенсии.
– Что изменилось, на ваш взгляд, за время вашей работы?
– За тридцать лет изменилось многое. Если раньше обходились только резиновыми шлангами, какими-то проволоками, стяжкамизатяжками, то сейчас не надо ничего мудрить, не надо изобретать велосипед, все необходимое оборудование есть в ближайшем специализированном магазине.
А в самой системе коммунальной работы сейчас творится непонятно что. Зачем развалили ЖЭУ? Какие бы они ни были плохие, а все-таки работали. А теперь люди не знают, куда бежать. Тендеры какие-то непонятные организации выигрывают, и никто не понимает, кто они и где находятся. Или сама контора расположена, например, на Велижанском тракте, а обслуживает дома, разбросанные по всему городу. Пойди разберись, почему воды нет и сантехник неделю не приходил? Раньше же все было сгруппировано в одном районе, и свой сантехник из ЖЭУ приходил. Человек до своего мастера мог без всяких автобусов и такси добраться. Все мастера сидели в этом ЖЭУ. И заплатить можно было без проблем, и спросить сразу, если что. А сейчас все разбросано – людям неудобно.
– Кто такой настоящий профессионал – вообще и в вашей профессии?
– Профессионал должен не бояться новшеств. Некоторые же как привыкли к старому железу, так и пользуются им. Не стараются изучать современные инструменты и материалы. Как ему дали газовый ключ, так он им и работает. Мне кажется, что тот, кто смотрит вперед, тот и есть профессионал. Если ты хочешь работать по современным меркам, надо думать и прилагать усилия. Сантехника сейчас разная – и ширпотреб, и эксклюзив. К каждой надо найти свой подход.
– А позолоченную вы тоже устанавливали?
– Унитазы – нет, а краны – да. Технологически она нисколько не лучше. Отличается от обычной так же, как позолоченный браслет на часах от не позолоченного. Это просто напыление, внутренний механизм тот же самый. Тем более что многое ведь гонят из Турции, из Китая – и оно что позолоченное, что не позолоченное – все равно.
Наше, советское, во многих случаях надежнее. А что толку от унитаза совместного производства? Да никогда в Прибалтике, например, качественной сантехники или смесителей не делали! Все это совместное производство означает только: начинка одна, комплектующие – другие, производитель – третий. Наша московская фурнитура, сифоны – провереннее.
– Сложные случаи в вашей практике бывали? Требующие особого осмысления?
– Сейчас любая работа требует осмысления. У каждого клиента свой подход к делу. Каждый по-своему оформляет ванную комнату. На вкус и цвет товарища нет. Расположение сантехники, всей системы подключений – разное. И в каждом конкретном случае надо определить, насколько реально выполнить пожелания.
Но каких-то совсем абсурдных предложений мне не поступало. Все решаемо. Просто люди разные, и подходить к ним надо по-человечески.
Сантехник – это не только ремонт крана в квартире. Приходится выполнять работы во всем жилом доме – по установке бойлеров, замене системы водоснабжения, водоподогревателей, оборудования в тепловом пункте. Просто многие из работ, которые выполняет сантехник, люди не видят.
– Приходилось ли вам работать в праздничные дни, в Новый год?
– Приходилось, и очень часто. Не буду говорить, что какой-то особенно ответственный, но на праздники обычно оставляют работать тех, на кого можно положиться. Аварийные бригады ведь делают только полдела – устранят неполадки, задвижки откроют, и поехали. А потом эти дома надо запускать: воздух стравливать, подъездные батареи прогревать.
– Почему в народе бытует такое негативное отношение к профессии сантехника?
– Может, так оно и есть. Не секрет, что многие из сантехников заглядывают в стаканчик. Ну и люди постоянно выпить предлагают. Я-то изначально поставил себя так, что мне не надо предлагать. И если я делаю какую-то дополнительную или внеурочную работу, то лучше уж по обоюдному согласию – деньгами.
– С клиентами у вас хорошие отношения?
– Считаю, что да. Когда ЖЭУ развалились, и я оттуда ушел, люди меня не забыли, до сих пор звонят, обращаются за помощью. Говорят: «Никого другого нам не надо, только Витю давайте». Привыкли, все-таки 20 лет вместе. Это большой срок. Те, кому тогда было 40, сейчас уже на пенсии, а те, что тогда ребятишками бегали, – своими семьями обзавелись.
И не только старые клиенты звонят, но и со всего города. Столько лет работаю… А сарафанное радио мигом все новости разносит. Хорошие работники всегда востребованы, информация впереди тебя по городу идет. Приходится даже составлять что-то типа бизнес-плана на каждый день, расписывать все по часам и минутам. Плохо ты кому-то сделал – так и будешь востребован. Сделал хорошо – дальше продолжай в том же духе.
И не один я такой хороший. Среди сантехников много классных специалистов – встречаюсь с людьми, знаю. Просто многие из них остаются в тени.
– Что, на ваш взгляд, надо сделать, чтобы переменить отношение к профессии?
– Я этого негативного отношения не ощущаю. Все зависит от конкретного человека, как он себя поставит. Нельзя все обобщать. Как ты к человеку придешь, как сделаешь свою работу, таким и будет к тебе отношение – будь ты сантехник или космонавт. Людей не обманешь. В первую очередь, надо оставаться человеком.
***
фото: Виталий Энбрехт.