Из жизни неживой природы
Прошли времена, когда при слове «натюрморт» мы представляли себе картину, до отказа набитую нарисованными фруктами и овощами. Сегодня этот жанр переживает второе рождение.
Проследить историю развития натюрморта можно в Тюменском областном музее изобразительных искусств. На днях здесь открылась уникальная выставка «неживых» картин под названием «Живые вещи».
В экспозиции представлены произведения голландской живописи XVII века, русской живописи XIX века и отечественного искусства века двадцатого из фондов музея.
«Натюрморт принято считать «малым жанром», – говорит куратор выставки Наталья Паромова. – В истории мировой живописи он появился позже всех остальных, а его родиной по праву принято считать буржуазную Голландию. Украшались не пышные резиденции короля и замки аристократов, а скромные дома бюргеров, которые хотели видеть мир привычный и красивый… Здесь у нас представлено два характерных голландских натюрморта XVII века. Они представляют плоды земные – основу жизни человека».
Что касается зарождения натюрморта в отечественном искусстве, то его родоначальником считают живописца первой четверти XIX века Ивана Хруцкого, которого еще при жизни именовали «мастером плодов и фруктов». По словам Натальи Александровны, глядя на его картины, можно без труда ощутить, что на творчество автора немалое влияние оказало то самое голландское искусство изображения неживой природы.
А вот для выдающегося русского художника Виктора Васнецова, запомнившегося многим, в основном, своими картинами с былинным и сказочным содержанием, натюрморт и вовсе был редким исключением. Картина «Пионы и вятская игрушка» написана темпераментно и нарядно. Ярко раскрашенная глиняная «барыня» – воспоминание о родине художника, Вятском крае, где издавна существовал широко известный теперь промысел вятской (дымковской) игрушки.
Ярким событием в развитии отечественного натюрморта стала деятельность художников группы «Бубновый валет», которые на рубеже XIX-XX веков позиционировали жанр натюрморта как главный, поскольку он больше всего подходил для живописных экспериментов.
Александр Куприн – один из ведущих членов этого объединения, творчество которого представлено картиной «Осенний букет», создал целую серию натюрмортов, стремясь, как и его коллеги-единомышленники, интерпретировать традиции народного искусства – жостовских подносов.
В середине 60-х годов формируется так называемый «суровый стиль», для которого характерны индустриальные мотивы. «Красные телефоны» Александра Пантелеева, «Натюрморт с рыбой» Валдура Охакаса, «Натюрморт с торсом Венеры» Владимира Чурсина и «Незабудки» Олега Вуколова – яркое тому подтверждение.
Следующее десятилетие вносит усложнение в привычный жанр. Он становится многозначным, если не сказать – многогранным. Картина «Станки» Германа Метелева, где художник сопоставил свой собственный мир и мир техники, и «Сибирские незабудки» Остапа Шруба, рассказывающие о прошлом Сибири как края каторги и ссылки, привнесли нечто новое в это искусство.
В этот период натюрморт выступает в соединении с другими жанрами – интерьером, пейзажем.
Что ждет «неживую природу» в будущем, не могут сказать даже самые известные тюменские художники и искусствоведы. Впрочем, в одном они уверены точно. Мы живем среди мира вещей. И натюрморт заставляет взглянуть на него по-новому. Здесь преломляются время, взгляды на мир, личность человека, красоту природы.