Лед: не доверяй и не проверяй
С начала года на водоемах Тюменской области погибли 43 человека. Двое совсем недавно. Тело семилетнего мальчика, утонувшего в реке Ишим 22 ноября, все еще ищут. Тело мужчины, провалившегося под лед на Туре 16 декабря, достали на прошлой неделе.
— Не придумали еще такой техники, которая безошибочно и моментально находила бы тело человека в воде: вспомните, на сколько процентов наш организм состоит из этой воды, — говорит заместитель начальника управления поисково-спасательных работ ТОСЭР Виктор Харчевников. — Так что ищут водолазы практически на ощупь. И да, находят, но обратно все равно ведь уже ничего и никого не вернуть…
Вчера Виктор Харчевников, главный государственный инспектор по маломерным судам Тюменской области Сергей Семенов, начальник центра ГИМС Сергей Каплин и начальник тюменского поисково-спасательного отряда ТОСЭР Eвгений Булкин провели пресс-конференцию, на которой еще раз рассказали о мерах безопасного поведения на льду. Впрочем, самая действенная мера — одна единственная: не выходить на него.
— Eго толщина — особенно на водоемах с течением — неоднозначна, — рассказывает Сергей Семенов. — В одном месте лед может быть прочным, а через десяток шагов — уже рыхлым. Все зависит от температуры, от того, есть ли в этом месте снег или камыши…
Судя по всему, в такую «рыхлую» ловушку и попал мужчина, который 16 декабря вместе с приятелем выехал на Туру на снегоходе. Разогнались. Понеслись по замерзшей реке, где-то в районе деревни Речкиной пассажир со снегохода свалился — это его и спасло. А водитель, проехав еще какое-то расстояние, вместе с тяжелой машиной провалился под лед.
Снегоход подняли из Туры через пару дней, водителя искали дольше. По словам Виктора Харчевникова, тело отнесло течением метров на 120 от места происшествия. Поиски осложняла плохая видимость в воде.
— Почему кататься на снегоходах едут на реку, а не, скажем, в поле? — спросили журналисты, вспомнив похожий случай другого года, когда водитель снегохода провалился на Туре под лед в районе судостроительно-судоремонтного завода.
— Считают, что там опасно: боятся наскочить на какую-нибудь яму, получить травму, — отвечает Сергей Каплин. — А на реке, думают, ледяная гладь, на которой можно разогнаться…
У муниципалитета и рыбоохраны есть такие полномочия — штрафовать за выезд транспортного средства на лед. Но ко всем водоемам госслужащих не приставишь, и люди продолжают испытывать лед и свою судьбу на прочность.
— У кого-то получается спастись самостоятельно, — говорит по этому поводу Сергей Каплин. — В статистику, например, не попадают случаи, когда человек провалился возле берега, и ему помогли выбраться. Или он сам сумел. Часто это случается с любителями зимней рыбалки. Не только с новичками, но и с бывалыми. Правда, на везение можно рассчитывать только до поры до времени.
Даже профессиональные спасатели не берутся шутить с водой, хотя, казалось бы, у них в силу опыта есть все шансы удержаться на поверхности.
— Но рисковать — это огромная и непростительная глупость, — считает Eвгений Булкин.
Об этом спасатели рассказывают детям в детсадах и школах. Те, по наблюдениям Eвгения, прислушиваются к их словам гораздо внимательнее, чем взрослые. Со взрослыми — разговор отдельный, во время рейдов. Их с начала года провели более шестисот. Летом инспекторы ГИМС выезжают на дикие пляжи, зимой — в излюбленные места рыбаков. Проверяют — на достаточно ли прочном льду они сидят.
Проверили инспекторы по маломерным судам и лед на Туре в районе зоны отдыха Заречных микрорайонов, где по традиции планируется провести Крещение. Говорят, уже сейчас он способен выдержать снегоочистительную технику. Вот только нам с вами самим этого лучше все равно не проверять, а довериться специалистам. Они подсчитают, сколько человек смогут находиться на льду одновременно, и в назначенное время проследят за тем, чтобы все прошло без эксцессов. В Крещение у купелей дежурит огромное количество спасателей, потому что знают: несмотря ни на какие прогнозы, безоговорочно доверять льду нельзя.
***
фото: