X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Ветераны хотят знать!

Мало кто из пожилых не имеет в запасе пары историй о том, как пришлось столкнуться с недочетами в работе поликлиник.

И это естественно: бабушкам и дедушкам из-за хронических болезней, наливающихся с возрастом, надо чаще, чем молодым, посещать докторов. А значит, и со сбоем системы они вынужденно встречаются чаще.

. На этой неделе Игорь Крючков, директор городского департамента здравоохранения, постарался ответить на вопросы, накопившиеся у членов Тюменского совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.

— Чем старше мы становимся, тем чаще надо обращаться к врачам, — такими словами начал встречу председатель совета ветеранов Герман Смирнов. — От того, как нас встречают в поликлиниках, зависят наше самочувствие и наше настроение. По многочисленным просьбам ветеранов мы пригласили Игоря Михайловича, а также Фатыму Ботнарь, заместителя директора ТФОМС по обязательному медицинскому страхованию, для того, чтобы они объяснили все непонятные моменты, касающиеся работы городских поликлиник.

Доступна ли медицинская помощь?

Для начала Игорь Крючков ответил на вопросы, которые, по его опыту, пожилые пациенты задают чаще прочих.

— Нас постоянно спрашивают о доступности медицинской помощи, — поделился он. — Так вот, ситуация с доступностью медицинской помощи населению в Тюменской области и городе Тюмени оценивается в ежедневном режиме. Eсть ситуационный центр областного департамента здравоохранения, сотрудники которого работают с информационно-аналитической системой «Analit» и составляют отчеты о нарушениях в работе поликлиник. По их данным, среднее время, которое пациентам приходится ждать перед кабинетом врача, не превышает 15 минут. Eще раз подчеркну, это — среднее время: в один день доктор может принять вас через пару минут, в другой придется ждать дольше четверти часа.

По словам Игоря Михайловича, пациенты легко попадают на прием к участковому терапевту. А вот записаться к узким специалистам порой все еще бывает непросто.

— Долгое время попасть на прием к эндокринологу, неврологу, кардиологу и лор-врачу было сложно из-за большого количества необоснованной самостоятельной записи, — объясняет он. — Пациент сам вдруг решал, что именно врач этого профиля должен ему помочь и зачастую ошибался. Тем самым тратя время, которое врач должен был посвятить действительно профильным пациентам. В этом году, чтобы облегчить доступ к узким специалистам, запись к ним осуществляется только после первичного приема терапевта (это актуально для всех, кроме состоящих на учете, — они могут записываться сами).

Один из самых острых дискуссионных вопросов, по мнению Крючкова, касается льготного лекарственного обеспечения.

— В городе право на льготы имеют 36 тысяч жителей, — рассказал директор департамента. — Но только 21 тысяча из них действительно ими пользуется, остальные отказались в пользу финансовой компенсации. Среди пожилых льготников недовольство часто вызывают дженерики — аналоги брендовых лекарств. Действующее вещество в оригинальном препарате и дженерике одинаковое. Врач, по правилам, выписывает для лечения пациента именно действующее вещество, пользуясь его международным непатентованным названием. А конкретные торговые марки лекарств, содержащие это вещество, могут быть разными. Льготники получают те торговые марки, которые входят в список льготных препаратов. Но некоторые пациенты в момент смены оригинала на дженерик или даже одного дженерика на другой, видя разные коробочки, начинают волноваться. И пишут жалобы! Но это так не работает. Препарат, которого нет в списке льготных, врач не может назначить сам. Должна состояться медкомиссия, на которой несколько медиков решат: конкретному пациенту действительно нужно давать только это, не входящее в список лекарство. Затем в департамент отправляется заявка, что на лекарство выделили деньги, и только тогда его можно будет закупить и выдать льготнику.

Также, как пояснил Игорь Крючков, недовольны бывают диабетики, которые, по их мнению, получают недостаточно тест-полосок для определения уровня сахара в крови.

— Я специально проконсультировался с областным департаментом здравоохранения, — подчеркнул Крючков. — Нет директивных документов, которые бы определяли, сколько конкретно расходников положено каждому диабетику в месяц. Этот вопрос остается на усмотрение лечащего врача: он определяет, насколько ровно протекает заболевание конкретного пациента и как часто надо измерять сахар в крови. Исходя из чего и рассчитывает количество тест-полосок.

Развеял Игорь Михайлович и некоторые стойкие заблуждения:

— В народе ходит ошибочное мнение, что лиц старше 70 лет не госпитализируют в стационары, — обратился он к ветеранам. — Я как врач, долгое время проработавший в приемном отделении ОКБ N 2, заявляю: по показаниям госпитализируют и оперируют в любом возрасте. Я лично наблюдал на операционном столе 102-летнего пациента. Никаких негласных приказов, ограничивающих в правах лиц старшего возраста, нет и быть не может.

Вергилий, веди пациента

В свою очередь получив слово, Фатыма Ботнарь поблагодарила ветеранов: их активная позиция помогает совершенствовать систему здравоохранения.

— Рано или поздно мы все приходим к докторам. И все хотим, чтобы к нам отнеслись со вниманием и заботой, — заявила она. — Но здравоохранение — одна из самых сложно организованных систем в стране. В некоторых моментах даже врачи не сразу могут разобраться. Что говорить о пациентах? Для того чтобы, проходя через сложную систему здравоохранения, каждый пациент имел собственного компетентного проводника, в России был создан институт страховых представителей. Я призываю вас: в случае возникновения недопонимания с медицинским учреждением, возьмите полис ОМС и позвоните по указанному на нем номеру телефона. Так вы сможете связаться со страховым представителем, который выступит защитником ваших прав. В прошлом году работали только страховые представители первого уровня: они могли лишь ответить на простой вопрос, вроде: «Eсть ли в такой-то поликлинике врач такой-то специальности». В этом году к работе приступили страховые представители второго уровня — это врачи-эксперты, которые занимаются защитой прав пациентов. А со следующего года можно будет обратиться к страховым представителям третьего уровня, которые станут проводить экспертизы качества оказания медицинской помощи.

Острые вопросы лицом к лицу

Последняя часть встречи прошла в формате «вопрос — ответ». Ветераны говорили о конкретных случаях, произошедших с ними или их знакомыми. К сожалению, далеко не всегда Игорь Крючков был в силах помочь: директору городского департамента здравоохранения много жаловались на поликлиники и больницы, находящиеся в подчинении соответствующего департамента Тюменской области. Например, на работу филиала поликлиники ОКБ N 2 в Тарманах.

— Я передам информацию главному врачу второй больницы, но это все, чем я могу повлиять на ситуацию, — развел руками Игорь Михайлович.

Немало привели ветераны конкретных ситуаций, когда им пришлось ожидать своей очереди на обследование недели и даже месяцы. При этом некоторым из них прозрачно намекнули или даже открыто предложили пройти процедуру «хоть завтра» — за деньги.

— Все оборудование поликлиник должно быть использовано в первую очередь для обследования граждан по полисам ОМС, — заверил слушателей Крючков. — Мне горько слышать, что подобное все еще есть, хотя за каждым таким фактом, о котором нам становится известно, следует наказание. Мы проверим все поликлиники, на которые вы нам указали. Обязательно сообщайте мне о подобном и впредь.

Конечно, не обошли ветераны стороной и тему ремонта. Особенно проблемными оказались детский филиал поликлиники N 8 в Тарманах, детский и взрослый филиалы поликлиники N 14 на улице Пермякова.

— Я и сам хотел об этом сказать, — признался Игорь Крючков. — В обоих случаях возникли непредвиденные обстоятельства, задержавшие ввод объектов в эксплуатацию. По детской поликлинике: средства выделены, помещение приобретено и передано поликлинике N 8. Но попался недобросовестный подрядчик, затянувший с проектно-сметной документацией. Из-за него и ремонт начался позже… Но в начале следующего года филиал откроется. Все оборудование для него куплено, ждем только окончания отделочных работ. А на улице Пермякова приобретены здания под два корпуса поликлиники N 14. Там идет реконструкция, их соединят теплым переходом. В каждом здании будет свое отделение — в одном детское, в другом взрослое. А между ними — рентген-диагностическое отделение. Ориентировочный срок сдачи — сентябрь 2018 года. Он был сдвинут также по обстоятельствам, от нас не зависящим.

. Вопросы еще оставались, но встреча подошла к концу. Игорь Крючков напомнил ветеранам, что раз в квартал в поликлиниках города проводят День открытых дверей — в этот день можно прийти и задать все волнующие вопросы главному врачу.

***
фото: Игорь Крючков.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта