Если художник дремлет — будите
В творческой студии «Азур» начинающих художников учат по необычной методике — правополушарного рисования.
У каждого взрослого есть какая-то нереализованная мечта детства: научиться петь, танцевать, играть на гитаре или рисовать картины. Eсли родители не смогли вовремя отдать вас в художественную или музыкальную школу, потом сложнее поверить, что вы в силах все это освоить. И несбывшуюся мечту мы скрываем за натянутой, дежурной улыбкой, мол: «Извините, медведь на ухо наступил» или еще что-то в этом роде…
А уж о рисовании и говорить нечего: взрослому человеку кажется стыдным «малевать». Да и к чему?
Все эти доводы, объяснения и оправдания вполне логичны. Их нам любезно подбрасывает рациональное левое полушарие, которое отвечает за критику, правила и стереотипы. Вся жизнь наша такая — расчетливая, прагматичная. Не до мечтаний и витания в облаках. А творческая жилка, которая оказалась взаперти, все-таки стучится, бьется и подначивает: «Ну, пойди же, научись, попробуй».
На том, чтобы разбудить наши творческие возможности, и основана методика правополушарного рисования. Она базируется на исследованиях психобиолога Роджера Уолкотта Сперри, получившего в 1981 году Нобелевскую премию за достижения в области изучения работы головного мозга.
Почему все-таки «правополушарного»? Потому, что эта часть мозга отвечает за пространственно-образное мышление, которое позволяет нам мыслить образами. Благодаря ему мы можем быстро найти выход из сложной ситуации, способны мыслить креативно. Аналитики утверждают, что именно эта способность станет одной из самых востребованных в цифровой век, появился даже термин «креативная экономика».
Психологи утверждают, что одним из ярких представителей правополушарных людей был Леонардо да Винчи. Eго таланты не ограничивались живописью, известно, что он был и выдающимся изобретателем. В наше время он тоже оказался бы востребованным. Генераторы идей в век высоких технологий нужны даже больше, чем в эпоху Возрождения.
Конечно, возникает сомнение: если от вас отказалась художественная школа, или вы отродясь ничего кроме детских каракуль не рисовали, неужели вы способны написать картину? Конечно, не «Девятый вал» Айвазовского и не «Джоконду» Леонардо да Винчи, но небольшое живописное творение на любительском уровне — вполне. Такие картины в рамочке с гордостью демонстрируют родным, оформляют как подарок. Но самое главное, ими можно удивить самого себя: «Неужели я так могу?»
Кстати, в художественных школах обучают больше технике письма в разных жанрах, с использованием разных материалов, то есть делают упор на работу левого полушария. Именно поэтому учиться надо не один год. А технику правополушарного рисования можно освоить (звучит как фантастика!) за один день!
— Пять лет назад мы сами прошли в Москве обучение у автора этой методики в России, — рассказывает Андрей Медведев, руководитель творческой студии «Азур». — И теперь постоянно совершенствуем методику и обновляем. В нашей команде работают психологи и художники.
На курсы правополушарного рисования приходят школьники, студенты, работающие, пенсионеры. Все занимаются в одной группе. Возрастных ограничений нет, полету фантазии они не нужны. Eще одно обязательное правило, которому следуют в «Азуре», — во время обучения не рекомендуется пользоваться мобильными телефонами. Не потому, что это мешает преподавателю: прежде всего, это мешает самому ученику. Звонок автоматически активизирует левое полушарие.
— Те, кто открыт новому, осваивают методику быстро, — говорит Андрей Медведев. — Но, бывают и скептики, которые много лет обучались в художественных школах, они говорят: «Я не верю, что за 10-15 минут можно «с нуля» научить человека картину нарисовать». На самом деле у людей, которые никогда не рисовали, получается не хуже, чем у профессионалов. Но чем выше уровень знаний, тем сложнее отпустить себя, выйти за рамки привычного, отказаться от устоявшейся модели и шаблона.
В прошлом году на выставке «Тюменская марка» студия «Азур» организовала экспозицию картин своих учеников. Невозможно было отличить, где картины, нарисованные учителями, а где — учениками. Такая выставка есть и в офисе компании: там в центре экспозиции находится картина «Маки», которую нарисовала Светлана Кондрашова, хозяйка студии причесок.
— Мы специализируемся на быстрых техниках рисования, но есть люди, которые ходят и на другие, долгосрочные курсы, — рассказывает Андрей Медведев. — Точка отсчета в искусстве рисования есть, а конца — нет. Человеческие возможности безграничны. Можно открыть в себе то, о чем не подозреваешь, в любом возрасте. К нам приходят даже те, кому за 80 лет. И у них получается. Многие говорят после курса: «Как будто неделю на работе не был». Или: «Это единственное место, где я про кредиты забыл». Бывает, придут уставшие, с головной болью, а уходят — с сияющими глазами, полные энергии и сил. Ведь информация, которой вокруг так много, не рождает ощущений. Она обедняет мир чувств. Современного человека стало труднее удивить, он уже обо всем знает. Но всегда есть те, кто готов попробовать новое — например, побегать с Дедом Морозом вокруг елки. И те, кто предпринимает какие-то действия, — живут ярче.
— Современный человек должен обладать не двумя-тремя, а десятком-другим несочетаемых увлечений, — считает Дмитрий Мартынюк, один из преподавателей курса правополушарного рисования. — Сейчас такой век. Через 20 лет ключевые компетенции будут совсем другие. И сколько бы вам ни было лет, надо начинать осваивать что-то новое. Рисование — первый шаг к творчеству.
— В любой работе надо двигаться вперед, развивать мышление во всех направлениях, — говорит Денис, ученик курсов, системный аналитик. — По роду службы мне необходимо искать необычное в стандартном, творческий подход тут просто необходим.
— Искусство генерировать новизну — новое направление в развитии бизнеса, — говорит Андрей Медведев. — Нам пора учиться не догонять паровоз, а обгонять его, действовать на опережение, прогнозировать. Чтобы изменить мир, надо, как известно, начинать с самого себя.
***
фото: Дмитрий Мартынюк ;Занятия в студии правополушарного рисования.