X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

«Охота» на гимназиста с Севера

На заднем стекле проезжающей машины я вижу картинку, отсылающую к победе русского оружия над фашизмом, и надпись: «Можем повторить!».

Мысль, что кто-то видит в войне, забравшей миллионы жизней, лишь повод для пустой бравады, не помещается у меня в голове. Повторить: трагедию мирового масштаба, концлагеря, горы трупов, разрушенные города, сожженные деревни, детей, пухнущих с голоду? Откуда берется это оголтелое, бездумное хвастовство победой, которая так дорого обошлась нашей стране?

Полторы недели прошло, как 16летний гимназист Коля из Нового Уренгоя выступил в Бундестаге и вызвал взрыв возмущения такой силы, что социальные сети и сейчас продолжают выносить мне в новостную ленту злобные выкрики.

Уренгойского парнишку попрекают смертями пионеров-героев и детей осажденного Сталинграда, нарочно подчеркивая, что «им, наверное, было столько же лет, сколько Коле сейчас». Гимназисту припоминают расстрелы женщин и стариков в Бабьем яру. А спикер Госсовета Крыма Владимир Константинов даже язвительно «пригласил» Колю посетить Аджимушкайские каменоломни. И вишенкой на торте — без конца повторяющееся стихотворение Константина Симонова «Убей его» (1941 г.). Eсли читать «хейтеров» дольше 15 минут подряд, за строчками начинает мерещиться искаженное злобой нечто не совсем человеческое.

При этом официальные лица вроде Владимира Константинова, в основном, держат себя в руках, не переходя на откровенные грубости, лишь исподволь нагнетая истерию в медийном пространстве. Зато подхватывающие их настроение недалекие подростки — и некоторые взрослые — считывают информационное послание запросто. И начинается травля. Гимназист оказывается «предателем родины», сотни людей разыскивают его в социальных сетях с единственной целью — оскорбить, осыпать грязными ругательствами, даже пригрозить физической расправой.

Разумеется, большинство из них не слышали и не видели оригинал речи, произнесенной в Бундестаге. Для «хайпа» им вполне хватает отзывов других людей, среди которых тоже не все читали речь и не все без ошибок приводят исторические факты. Но это неважно. Важно чувство сладостного стадного единения. Тем более что «враг» — маленький и жалкий. А «нас» много, «мы» — камешки, образующие сель, несущийся с горы. Непобедимые! Бессмертные!

Находясь в экзальтированном состоянии какой-нибудь эмоционально неустойчивый гражданин и вправду может перейти от слов к делу. Правильно губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин поручил обеспечить парню охрану, чтобы оградить от насилия и провокаций.

«Хейтерам» не важно, что Коля твердит: «Мои слова перевернули». Не важно, что основной посыл речи пацифистский: за мир и против любой войны. Да и сам парень не важен. Для любителей «хайпа» он вообще не человек — он повод. Повод разжечь пожар ненависти и почувствовать себя в кругу единомышленников, жаждущих крови.

. Я не знаю, так ли нужна была речь 16-летнего мальчишки в Бундестаге? Извлек ли хоть кто-нибудь из нее для себя что-то полезное и важное? Но из травли школьника Коли Десятниченко выводы сделать можно и нужно.

Интернет, конечно, бездонная яма, но в ней ничто не исчезает бесследно. «Народное возмущение» со временем сойдет на нет: слишком много информации появляется каждый день. Выступление Коли будет погребено, как под горой словесного мусора. Парень будет жить дальше. А как отмоются дяди и тети, показавшие на всю страну вот такой свой злобный облик?..

В качестве постскриптума даю слова Дмитрия Пескова, пресс-секретаря президента России: «Очевидно, что школьник не имел в виду ничего плохого. Обвинять его в каком-то злом умысле, тем более пропаганде нацизма, во всех смертных грехах, считаю неверным… Надо сосредоточиться на вопросах образования, а не упражняться в человеконенавистничестве».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта