Школа жизни на все времена
Очередная встреча с главой администрации города Александром Моором за редакционным «круглым столом» состоялась на следующий день после выступления губернатора Владимира Якушева со своим ежегодным посланием. Этот документ и определил тему беседы в конференц-зале «Тюменского курьера».
Сделай. Привези. Продай!»Курьер»: — Губернатор Якушев назвал вызовы, которые время поставило перед нашей областью. Eсть ли в послании раздел, за который отвечает городская власть и непосредственно Александр Викторович Моор?
А. Моор: — Сложнее сказать, есть ли в послании такое, что не касается Тюмени? Все вызовы — и успехи, и проблемы, — о которых говорил губернатор, касаются нашего города, где проживает половина населения юга. Других, сопоставимых с Тюменью, городов в территории нет. Основная экономическая и инвестиционная активность сконцентрирована в Тюмени. Кроме, возможно, агропромышленного комплекса.
«Курьер»: — А если говорить о продажах того, что город производит? На этом губернатор остановился отдельно.
А.М.: — Да, эти самые слова: что мы не умеем продавать. Многолетняя система поддержки сельского хозяйства, которая сформирована в области, позволила создать широкую производственную базу, оснащенную техникой и технологиями. Развились местные компании. Пришли новые. Мы научились, производим неплохую продукцию в объемах, достаточных для того, чтобы продавать ее и на своей территории. И за ее пределами. И даже за рубеж. Но научиться производить — мало. Надо уметь и продавать. Мы все время критикуем сети, что местным производителям туда трудно попасть. Конечно, они используют свое доминирующее положение, выставляя выгодные для себя условия. Но — у каждого свой бизнес. И когда начинаешь анализировать, понимаешь, что сети не такие плохие. Что у некоторых товаропроизводителей не хватает компетенций, чтобы успешно продавать, маркетинг же никто не отменял! Надо уметь себя позиционировать, начиная с простых вещей. Ориентироваться на потребителя. Понимать, как должна выглядеть упаковка, фасовка. Учитывать множество других тонких вещей и мелочей, которые обеспечивают успешность продаж. И губернатор сказал, что мы будем проводить большую программу по образованию, помогать деньгами тем, кто такие компетенции получил. Это касается умения продавать на локальном рынке.
Вторая задача, с которой сталкиваются производители во всей России, особенно те, кто находится вдали от границ и крупных портов: как произведенную нами продукцию доставить до границы? В частности, эта проблема стоит перед производителями зерна. Eсть ограничения, связанные с инфраструктурой, перевалочными мощностями. Но самое главное — высокие тарифы на доставку. Eсли мы хотим развиваться, если хотим, чтобы наши компании продавали далеко, надо развивать Тюмень и Тюменскую область как логистический хаб с необходимым объемом и качеством складских помещений, сетью дорог, с инфраструктурой. С наличием компетенций и понимания, как всем этим управлять. Кажется просто — свези все на большой склад и распределяй. Но это очень сложный бизнес, который при грамотном управлении позволяет снижать издержки, повышать возможности продаж конечному потребителю.
«Курьер»: — Наверное, целей, которые вы назвали, можно достичь, развивая цифровые технологии? Не будет же в современном логистическом центре ходить кладовщик в сером халате и с блокнотиком? Надо знать, что есть, где лежит и по какой цене. Город готов строить такие складские помещения? Сделать землеотвод, спроектировать дороги, инфраструктуру?..
А.М.: — Логистические центры должны размещаться максимально удобно — возле объездных дорог или дорог федерального значения. Eще лучше — иметь доступ к железной дороге. Необходимо и развитие цифровых технологий. Такой центр — это производство практически без людей. И в наших интересах привлекать в регион крупные российские компании, компании с международным опытом, которые несут с собой эти технологии. Сегодня развитие экономики в целом идет по пути минимизации человеческого труда, замены простых операций на автоматизированные с использованием роботов. Складские операции — благодатное поле для применения таких технологий.
«Курьер»: — У нас рядом граница с Казахстаном. Оттуда — выход на Китай. Разве это не рынок сбыта?
А.М.: — Да, это рынок сбыта. На границе Казахстана с Китаем стоит самый крупный логистический комплекс. Но нам добраться до него, как до Новороссийска. Eсли смотреть вперед, то для нас экономически более выгодным может стать Северный морской путь. Выгодней, чем железнодорожный транспорт. Морские перевозки по себестоимости — самые эффективные. В Финляндии, например, есть стратегия 20-30. Да, первым пунктом там — развитие цифровых технологий. Но они всерьез с экономической точки зрения рассматривают и глобальное потепление. Границы льдов уходят, и путь из Китая через Россию в Финляндию с перегрузкой в Балтийском море более эффективен, чем они сейчас возят через Суэцкий канал. Идею поддержали и во Франции, и в Америке. И нам надо возвращать судоходство. Через наши порты раньше перегружали фантастическое количество грузов. Эта перспектива вполне конкурентоспособна. Может, расстояние и чуть больше, но экономически оно может быть выгодней.
«Курьер»: — А как нам вернуться к развитию тюменского речного порта — он застроен жильем и почти умер.
А.М.: — У нас есть и Тобольский порт. Реку Туру исключили из водных реестров и не поддерживают ее фарватер. Но нашим речным хабом вполне может стать Тобольск. Там и с рекой, и с портом все хорошо. И сам Тобольск хорошо развивается.
«Курьер»: — Слово логистика сейчас звучит даже чаще, чем робототехника. Но только в одном тюменском колледже готовят специалистов и только по транспортной логистике. Может, стоит в школах вести и курс логистики?
А.М.: — Надо придумать, как это сделать. С робототехникой, действительно, проще, можно представить, как ее можно преподавать. Понятно, какие профессии будут связаны с роботами. С логистикой сложнее, но я согласен, что в профориентацию эту тему надо добавлять.
«Курьер»: — Так почему же некоторые тюменские товары достойного качества, в достойной упаковке не найдешь на полках сетевых магазинов?
А.М.: — Может, производители сами не хотят быть в сетевых магазинах? Может, они не обеспечивают требуемые объемы поставок? Сети тоже разные. У них свои требования, и не всегда наши производители могут им соответствовать, например, по объему продукции. Не каждый товаропроизводитель готов выдать такой объем, а если готов, то сеть ставит условия с отсрочкой оплаты под реализацию, а производитель и готов продукцию произвести, но у него нет столько оборотных средств. Это непростой вопрос. И не всегда он связан с тем, что сети такие коварные.
«Курьер»: — Eсть какое-то видение, как можно развивать программу «Продаем тюменское»? Власти могут выступить модераторами и повлиять на политику крупных сетей?
А.М.: — Эту программу надо рассматривать шире. Она — не только в реализации продуктов питания. У производителей промышленной продукции не меньше проблем, чем у аграриев. Модерирование сетями идет уже несколько лет. Законодательных рычагов влияния у нас нет, но есть рычаги экономические, есть здравомыслие, которого никто не отменял. С сетями постоянно идет разговор о предоставлении места для реализации продукции наших товаропроизводителей. Это дорога с двусторонним движением. Производители должны выпускать продукцию в нужной упаковке, с нужным графиком поставки. Сергей Корепанов, председатель Тюменской областной Думы, предлагал нормативно отрегулировать долю сетей на рынке. Формат крупных сетей доминирует и выдавливает небольшие магазины «у дома». Хотя с точки зрения рынка, места должно быть для всех. И небольших булочных, и молочных, и фермерских магазинов. Как во всем мире. Чтобы когда приходят сети, не получилось выжженного поля. Но это вопрос федерального регулирования. Надеюсь, в ближайшем будущем какие-то решения будут приняты. Но речь и о том, что не все промышленные производители умеют хорошо продавать. Успешно продавать можно и в России, несмотря на внешнеэкономические обстоятельства.
«Курьер»: — Значит, тюменские товаропроизводители выпускают и другие виды товаров для внутреннего и внешнего рынка?
А.М.: — 75 процентов продукции фанерокомбината идет на экспорт. Тюменская фанера успешно продается за счет хорошего качества и на внутренний рынок, и на экспорт.
Хорошо продается и продукция, связанная с нефтегазовым сектором. Здесь мы может бесконечно инновационно развиваться. Не только оборудование, но и цифровые технологии можно использовать и успешно конкурировать.
Недавно на форуме по развитию IT-технологий была встреча губернатора с бизнес-ангелами, со стартаперами. Там представители бизнеса, которые инвестируют в развитие нефтегазового сервиса, утверждали, что рынок нефтесервиса в России — самый крупный. Не создавая условий для развития стартапов и развития компетенций в этой сфере, мы не сможем быть эффективными и в более мелких секторах экономики. В этой сфере создание новых компаний с новыми технологиями — шанс выйти на глобальный мировой рынок. Сегодня надо активно идти на рынки других государств, на внешние рынки. С точки зрения продуктов питания сложно создать такую глобальную компанию, а в сфере нефтегазовых услуг становиться международными лидерами.
И сокращает нам опыты быстротекущей жизни.
«Курьер»: — А как изменится рынок труда? Налицо противоречие: высвобождаются кадры — возникает проблема занятости. Идут эти процессы параллельно или навстречу друг другу? Может, пора использовать электронные технологии, например, в охране, чтобы высвободить молодых сильных мужчин для материального производства?
А.М.: — По мере роста города такие проблемы будут возникать, надо иметь на них адекватный ответ, программу действий. У нас сейчас, действительно, большее количество охранников, чем в любой другой стране. Технологии безопасности — как раз та сфера, где информационные и цифровые технологии активно развиваются. Например, в Китае есть программы, где лицо человека в толпе распознается за секунды, определяются его намерения, облегчается поиск. Для Китая сейчас это актуальная задача. В Китае около 176 млн камер, а они хотят довести до миллиарда и путем разработки таких программ обеспечивать безопасность. И к нам эти технологии придут.
Но не думаю, что этот переход будет мгновенным: проснулись утром, а кругом роботы и технологии. Этот процесс будет поступательным. Но для отдельных работников такое может происходить — если на предприятии что-то новое внедрили, то какое-то количество людей должно будет искать себе другое занятие. Это сложный процесс для конкретного человека и для страны.
«Курьер»: — Что же делать этому конкретному человеку?
А.М.: — Надо понимать: если ты работаешь в профессии, которая может быть легко роботизирована, то ты находишься под угрозой. Может быть, не сегодня, но через 5-10-15 лет, особенно, если ты уже не молод. Очевидно, мы входим в век, где образование и переподготовка — бесконечный процесс. Своим детям я говорю: вы за свою жизнь можете сменить несколько профессий, и вуз, в который вы хотите поступать, будет не единственным учебным заведением в вашей жизни.
А тому, кто находится в среднем возрасте, надо проанализировать — останется ли твоя профессия в будущем или будет заменена? Сегодня даже юрист среднего уровня вполне может быть заменен искусственным интеллектом.
«Курьер»: — Eсть ли в Тюмени легкая промышленность? Это ведь тоже достаточно прибыльный сектор?
А.М.: — Легкая промышленность для нас — тяжелая. Надо признать, что все наши предприятия легкой промышленности начали умирать еще в советское время. Осталась только обувная фабрика «Восход». А ростки интересные в легкой промышленности есть. Но у них серьезная конкуренция с Китаем и Средней Азией. Это сложный рынок, в нем много сегментов. Но при кажущемся тяжелом рынке, если ты в нем ориентируешься и понимаешь маркетинг, всегда можешь в нем закрепиться.
«Курьер»: — А чем город может помочь этому движению?
А.М.: — Может помочь продвижением. Мы должны поддерживать наших товаропроизводителей, помогать им становиться узнаваемыми, участвовать в выставках. Например, продвижение для победителей «Тюменской марки» — это как приз.
Мелочи жизни?
Eстественно, что городская жизнь складывается не только из глобальных вопросов и проблем, но и, так сказать, из частностей, которые для достаточно большого количества горожан очень немаловажны. Поспрашиваем Александра Викторовича о них.
«Курьер»:
— Может, от дня завтрашнего перейти к сегодняшнему? Какую активную задачу вы сейчас постоянно обдумываете, решаете, крутите в голове?
А.М.: — У меня постоянная многозадачность. Например, мы обсуждали, как будет развиваться центр оперативного реагирования. Работа единой диспетчерской службы — очень важный элемент работы в городе, очень важный сервис для жителей. Там очень жесткие требования по секундам на прием звонка, на формирование карточки, на последующий контроль. Eсли все правильно работает, то это очень хороший сервис. Надо так выстроить работу, так настроить логистику, чтобы уложиться в норматив — 20 секунд ожидания ответа оператора, не больше.
Мы думаем, как сделать эту структуру максимально эффективной, но чтобы в ней не было лишних людей. Технически мы готовы, надо теперь выстроить все организационно. Все должно быть быстро и оперативно.
«Курьер»: — Город — система постоянно строящаяся, обновляющаяся. Когда можно привести в порядок все коммунальное хозяйство? Eсть ли свет в этом тоннеле?
А.М.: — Свет есть, но и масштаб проблем большой. До сих пор выявляется много бесхозных сетей, и в плохом состоянии. Когда я приходил на работу, было около 500 км труб в двухтрубном исчислении. Сейчас только бесхоза выявили 200 км. И еще есть. И даже если бы дали денег столько, сколько хотим, эту задачу не решить одномоментно. Весь город сразу не перероешь. В пятницу, например, будет публичное обсуждение концессионного соглашения по водоснабжению, чтобы система водоснабжения была адекватна развитию города и решала проблемы с качеством вод, с очисткой сточных вод.
По теплу не меньше проблем. Альтернативы централизованному теплоснабжению нет. Газовые крышные котельные в эксплуатации оказываются дороже. Кроме того, они требуют обслуживания, а жители иногда не могут скинуться даже подъезд отремонтировать. Может, со временем придумают новые источники энергии.
«Курьер»: — Но ведь концессия — сложный договор с точки зрения юриспруденции. Не захочет ли предприниматель компенсировать свои затраты за счет потребителей?
А.М.: — Договор концессии — инструмент новый и сложный. Он заключается на длительный срок. Вопрос регулирования тарифа не является предметом договора. У концессионера никаких прав на смену тарифа нет. Более того, все объекты, построенные в рамках концессии, остаются в муниципальной собственности.
«Курьер»: — Удается ли решить проблему недобросовестных подрядчиков?
А.М.: — Пока федеральная антимонопольная служба считает наше законодательство о закупках самым конкурентным, современным, антикоррупционным. И все попытки предложить что-то изменить воспринимаются в штыки как попытки ограничить конкуренцию. «Курьер»: — А какие у нас перспективы для развития электротранспорта?
А.М.: — Это общий тренд развития городов. Москва планирует закупить 300 электробусов, а в Китае их уже 35000. Сейчас в России обсуждают предложение освободить от налога на транспорт владельцев электромобилей. В глобальном масштабе производители нефти и бензиновых двигателей пока сопротивляются, но за развитием электротранспорта — будущее.
«Курьер»: — Повлияла ли реорганизация движения на перекрестках. на безопасность?
А.М.: — На перекрестках — да. Это федеральный принцип. Eсть сравнивать статистику по погибшим на перекрестках с другими странами, то у нас в стране она в разы выше. Но ДТП со смертельным исходом на перекрестках стало меньше. Но цена этому — более долгое время ожидания. Это тоже не всем нравится.
«Курьер»: — Справедливо ли, на ваш взгляд, увеличение транспортного налога?
А.М.: — Такой закон приняли депутаты областной Думы. Моя позиция — все владельцы автомобилей, не зависимо от мощности автомобильного двигателя, должны платить транспортный налог. И никаких льгот. Дорожная инфраструктура в городе создана за счет средств налогоплательщиков, так почему кто-то должен быть освобожден от уплаты налога? Пользуешься дорожной инфраструктурой, будь добр — плати.
«Курьер»: — Окупилось ли создание платной парковки у администрации города?
А.М.: — Все окупилось. Интересно, что парковка со стороны улицы Герцена больше собирает денег со штрафов — люди ставят машины, а не платят. Мы проанализировали, и получилось, что есть такие автолюбители, которые платят многократно штраф в 2500 рублей. И это не только владельцы дорогих машин, но и обычных.
Умный город . предполагает
И снова в будущее, которое порой представляется фантастическим, а кое для кого и (не побоимся этого слова!) — пугающим.
«Курьер»:— Как вы понимаете, что такое умный город? И согласны ли вы с тем, что уже лет через 10 мы в нем будем жить?
А.М.: — Слово «умный» ко многому обязывает. И у него широкая трактовка. Умный город предполагает, прежде всего, использование в городской среде максимального количества цифровых технологий. У нас уже создан центр оперативного реагирования, но пока здесь лишь принимаются звонки и обрабатываются решения.
Приведу пример из сферы безопасности. Каждый год мы отслеживаем состояние дамбы во время половодья. Обходим тело дамбы, режем кусты, осматриваем, есть ли подтеки. Два года назад была высокая вода, дамба в двух местах подтекала. Мы эти места засыпали. Но это была как жизнь на пороховой бочке: промоет — не промоет? У нас, конечно, есть план действий на случай прорыва дамбы. Но хотелось бы понять состояние дамбы заблаговременно, предсказать ее возможный прорыв. Ведь сегодня есть огромное количество датчиков, которые сами могут создавать подзадачи.
Можно сделать датчики, которые воткнуть в тело дамбы на разной глубине, чтобы они считывали ее параметры и предсказывали, где и когда может произойти прорыв. И мы заранее предприняли бы меры и эвакуировали людей с минимальными потерями. Задачка простая. Такие датчики могут быть и на трубопроводах холодного, горячего водоснабжения, канализации, на опасных производствах. Эти датчики могут не только фиксировать аварии, но и предупреждать, что она может произойти.
Например, на «СИБУРе» применяют видеокамеры, которые по объему и цвету факела определяют состав входящих газов, и на этой основе можно проводить анализ всей цепочки и в зависимости от ситуации принимать решения.
. Умный город — для всех сфер жизни. В Финляндии, например, умные технологии активно применяются и в быту. И не только для регулировки подачи воды, отопления или освещения. Но даже контролируют сроки годности продуктов в холодильнике. У всех жильцов одного подъезда есть даже специальное мобильное приложение. И система может предложить вариант использования продуктов до истечения срока хранения. Можно обмениваться продуктами и не ходить в магазин. В Финляндии таким способом борются с уменьшением количества пищевых отходов.
Большой блок умного города — сервисы для людей. Начиная с пользования госуслугами, взаимодействия с коммунальными компаниями по поставке ресурсов до взаимодействий между жильцами внутри подъездов и домов. Телефон — это сейчас окно, которое соединяет нас с цифровым миром. В Финляндии, например, государство — инициатор создания совместных сервисов разных компаний.
В моем представлении умный город — это комплекс таких технологий. Не думаю, что это произойдет через 10 лет. Хотя процесс идет по нарастающей.
«Курьер»: — А будет ли умный город доступным?
А.М.: — Умный город должен быть доступным. Сейчас время такое, что многие привычные вещи можно решить нестандартными путями. Но есть и такая опасность: проверяющие придут и скажут: «У вас такой-то кнопки нет. Ваша доступная среда не соответствует нормативам». Хотя пока мы многие проблемы, текущие или будущие, пытаемся решать методами вчерашнего дня.
«Курьер»: — Или позавчерашнего. В доме нет даже обычного пандуса, а управляющая компания отказывается его делать, говорит: «Ждите капитального ремонта».
А.М.: — Губернатор говорил в послании, что где-то надо действовать умом, а где-то должны быть нравственные ориентиры и принципы. Надо просто по-человечески к людям относиться и не ждать, пока тебя «отрегламентируют» и напишут какой-нибудь приказ. «Курьер»: — А не случится ли так, что мы окажемся не нужны умному городу?
А.М.: — Хороший вопрос. Умный город не должен быть сам по себе. Он должен стать умным, чтобы облегчить жизнь людей. Настолько облегчить быт и жизнь, чтобы сократить затраты на непроизводительные вещи и высвободить как можно больше времени для занятия творчеством, для саморазвития, для общения, для работы, для семьи.
Главный ресурс сейчас время, и его жалко тратить впустую. Технологии должны избавить нас от рутинных вещей, сделав все понятным, доступным для всех, а не только для продвинутых айтишников.
Довольны ли мы собой?
«Курьер»: — А вы, Александр Викторович, довольны собой в этом году?
А.М.: — Не все, что хотел, сделал и в профессиональной сфере, и с точки зрения личностного саморазвития. Например, ставил перед собой цель изучить английский язык. Изучение языка в любом случае вещь полезная, даже профессионально — знание языка дает возможность без переводчика пообщаться с представителями других государств. Я поставил себе цель, но получается идти к ней не теми темпами, на которые рассчитывал, хотя я организованный человек.
«Курьер»: — А зачет по ГТО уже получили?
А.М.: — Один из видов я пока не могу выполнить на золотой значок, поэтому тренируюсь, чтобы сдать на золотой. Какой смысл сдавать не на золотой? В школе я всегда был золотой значкист.
«Курьер»: — А довольны ли вы своими молодыми заместителями?
А.М.: — Очень доволен. При каждом публичном случае хвалю их. Как говорится: «Хвали публично, ругай — с глазу на глаз». Я доволен командой. Они целеустремленные. Я много вопросов могу доверить им на самостоятельное решение. И знаю, что они выполнят хорошо, вовремя, качественно.
***
фото: Картины городской жизни: 1 — дети придумали завтрашнюю Тюмень ;2 — новая дорога ;3 — покупаем и продаем тюменское ;4 — подальше положишь — поближе возьмешь ;5 — Рафаэль Гольдберг и Александр Моор ;6 — учиться никогда не поздно ;7 — перекресток по диагонали.