Транспорт будущего уже сегодня
![](https://tm-courier.ru/wp-content/uploads/2020/08/1356949.jpg)
На Городской площади вчера впервые были продемонстрированы новые модели пассажирского транспорта — газомоторы и электробус.
Тюмень стала первым городом в России, который сформулировал и принял техническое задание на использование на маршрутах общественного транспорта автобусов, работающих за счет электрической подзарядки. Мы сумели опередить Москву, где этот вопрос тоже рассматривали. И срок — от слов к делу — оказался небольшим. Впервые о возможности курсирования по тюменским улицам автобусов на метане и электробуса было объявлено в мае этого года на выставке «Тюмень — наш дом». Прошло всего несколько месяцев — и эти машины уже в городе. И не просто как экспонаты, которыми можно только любоваться, а как действующие единицы, готовые хоть завтра выйти на маршрут. Прошли обучение и водители, чтобы на них работать.
Несравнимый комфорт
На маршруты выйдут десять автобусов на газе. Двадцать водителей городского ПАТП (первый и второй парк объединились, образовав единое предприятие) с учетом сменности экипажей прошли обучение по работе с газобаллонным оборудованием. Одним из них стал Юрий Бундаков — водитель с 38-летним водительским стажем.
— Мне очень нравится эта машина, — с любовью говорит он о новеньком автобусе. — Она теплая, уютная, с очень удобной панелью управления: вместо обычной приборной доски — почти гаджет, большинство параметров движения на ней отображается в электронном виде. Не то что в молодости. Но и пять лет назад я и мечтать не мог о такой комфортабельной кабине. Пассажиры, конечно, оценивают транспорт изнутри салона, но и организация рабочего места водителя в современных автобусах — вещь немаловажная.
Юрию Ивановичу есть с чем сравнивать. Первое водительское удостоверение он получил еще в 10 классе, хорошо помнит педагога, который вел у них факультатив по водительскому делу в учебно-производственном комбинате при школе N 33.
— Он нам такую сильную базу дал, многих мальчишек так замотивировал, что из нашего класса почти половина выбрала профессию, связанную с транспортными перевозками, — рассказывает Юрий Иванович.
Сам он отработал на всех видах транспорта, и не только сухопутного. Служил во флоте, трижды поступал в летное училище. Eсть у него и опыт управления первыми советскими машинами, которые были оборудованы газобаллонными агрегатами. В те времена применялся сжиженный газ — пропан-бутан, работа с которым требует соблюдения особых ограничений. Сейчас в газомоторах используется сжатый газ — метан, который в 1,5 раза легче воздуха, что делает его в разы безопаснее для пассажирских перевозок и значительно сокращает выбросы в атмосферу.
— Такими автобусами, как сейчас, можно гордиться, — уверен Юрий Иванович. — Они и об экологии заботятся, и о пассажирах, и о водителях. Горожане скоро оценят комфортабельность и преимущество таких видов транспорта.
Ими стоит гордиться
Электробус. Такого транспорта в городе еще не было. Причем наша модель — самая современная и новаторская, с наиболее мощным аккумулятором. Ранее модели на основе ЛИАЗа выпускались Ликинским автобусным заводом с мощностью аккумуляторных батарей в 500 ватт, у тюменского электробуса — 700.
Для работы на такой технике, по словам Eвгения Ташланова, заместителя директора городского департамента дорожной инфраструктуры и транспорта, выбирали самых достойных водителей. Все они прошли специальное психологическое тестирование, технический инструктаж и стажировки.
Даже по предварительным подсчетам электробус окажется в два раза экономичнее своих собратьев, работающих на дизельном топливе. Существенно меньше электробусу потребуется и запчастей при техобслуживании. Летом ему будет хватать одной подзарядки на день. Зимой, как и любой технике, возможно, потребуется больше. Насколько — станет понятно в процессе эксплуатации.
Особая роль в освоении нового вида городского транспорта отводится водителям электробусов. Их можно было бы назвать эксклюзивными специалистами, но Роман Авраменко, один из них, категорически против этого.
— У нас такая же работа, как у всех, — улыбаясь, говорит он. — Мы, как и другие, работаем на городском маршруте. Хотя пока только на одном — N 10. Электробус будет ходить от аэропорта Рощино через железнодорожный вокзал к автовокзалу. Салон машины выполнен максимально комфортно для пассажиров, например, с большими багажными сумками.
Роман Александрович приехал в Тюмень, когда троллейбусные линии здесь уже были демонтированы. Поэтому ностальгии по этому виду электротранспорта у него нет. Зато интерес — особый. Не только как у водителя, но и как у дипломированного инженера — он окончил транспортный институт индустриального университета.
Eсть и мечты о будущем. Растут двое сыновей, которые гордятся тем, что их отец станет первым в городе водителем электробуса. Правда, мальчишки (одному 12 лет, другому 15) еще ни разу не видели этот новый транспорт, как они говорят, живьем. Только на фотографии. И им очень хочется оказаться в числе первых пассажиров. Может быть, со временем они тоже выберут работу в городской транспортной сфере, которая так динамично развивается.
***
фото: Водитель электробуса Роман Авраменко ;Новый автобус на газовом топливе ;Юрий Бундаков, водитель одного из автобусов на газе.