X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Какой он, город будущего?

К 2040 году беспилотные автомобили составят 95 процентов всего городского транспорта. И это лишь одна из сторон города будущего или SmartСity.

Тема внедрения цифровых технологий в нашу повседневную жизнь сейчас актуальна, хотя обычно ее рассматривают узко: как применение тех или иных современных методов в отдельных сферах. Но перспектива — не в локальном и частичном преобразовании, а в полном и всеобъемлющем. В превращении привычной городской инфраструктуры в SmartСity или «Умный город».

Что это такое и что под этим термином понимают разные эксперты, обсудили на заседании пресс-клуба «Неформат». Тема встречи — «Интернет вещей» и эффективность городской инфраструктуры сегодня: планы и перспективы».

Настоящих Smart пока нет

Мы уже привыкли к высоким оценкам нашего города в различных рейтингах. Но все они рассматривают ситуацию лишь на текущий момент. Эксперты едины во мнении, что быть просто лучшим теперь недостаточно. Пора говорить о том, каким должен быть идеальный, то есть умный город. — Все города сейчас находятся в поиске, как создать иное качество жизни, как быстро и оптимально реализовать наметившиеся предпосылки, — говорит профессор Олег Данилов, завкафедрой автомобильного транспорта, руководитель проекта SmartСity в Тюменском индустриальном университете. — Первые шаги в этом направлении сделаны в некоторых мегаполисах Eвропы, Северной Америки, Азии. Но и там рейтинги лукавят, утверждая, что умные города уже созданы.

Настоящих смарт-городов еще нет. Хотя в Барселоне, Сеуле или Сиднее к этому подошли ближе всего. Россия тоже не стоит на месте. В пилотный проект «Ростелекома» по развитию цифровой экономики включены 50 городов, в каждом из которых предполагается реализовать одно из направлений. Тюмень, например, сильна интеллектуальными системами, внедренными на общественном транспорте. Мы в этом направлении — одни из самых подготовленных. Но, по мнению Олега Данилова, надо начинать не с рейтингов и пилотных проектов, а с понимания: «Нужен ли вообще умный город? Кому и зачем?»

Eсли смотреть на город как на совокупность подсистем — образования, здравоохранения, транспорта, безопасности, то все кажется просто: оцифруй все сферы — и умный город готов. Но загвоздка не только в том, что это небыстро и дорого. И даже не в том, что к цели разные города двигаются с разной скоростью. А вот в чем: мы стремимся к тому, что уже, по большому счету, является вчерашним днем. Простой суммы технологий для создания SmartСity недостаточно. Необходимы новые инженерные решения. Новая стратегия развития мегаполисов. Выбирать инерционный путь, плыть по течению, даже если это течение бурное и современное, по мнению Олега Данилова, значит, идти в никуда. А мы и так от общемировых тенденций отстали.

Невозможное — рядом

Тем не менее, SmartСity — не так страшен, как его малюют. Не более страшен, чем город электрифицированный, с централизованным тепло- и водоснабжением, с организованным движением общественного транспорта. Важно, подчеркнули эксперты, чтобы умным такой город был не для рейтингов и отчетов, а для удобства жителей.

В идеале в нем, по мнению Олега Данилова, должен быть создан единый центр ситуационного анализа, который будет управлять всеми сферами жизнедеятельности и жизнеобеспечения. В Тюмени, например, уже создан единый центр оперативного реагирования.

В развитии умного города резко возрастет роль научного сообщества. По подсчетам экспертов, в России не хватает около 100 тысяч IT-специалистов нужной квалификации. Чтобы ликвидировать этот дефицит, вузам потребуется 10 лет. А экономика не ждет. К 2025 году 60 процентов профессий нашего времени окажутся не нужны. Появятся сотня новых, о которых мы пока почти ничего не знаем. Причем, около десятка специальностей из этого списка востребованы сегодня, например, прораб-вотчер — организатор работ по строительству с применением цифровых проектов сооружений.

Чтобы начать готовить специалистов по атласу профессий будущего, по мнению Данилова, надо в корне менять программы бакалавриата и магистратуры, дополнительного образования, создавать при вузах и ссузах коворкинг-центры, центры компетенций.

— Создание полноценного SmartСity ни в одном из городов мира пока невозможно, — сделал вывод Олег Данилов. — Но это будет очень скоро. Десять лет — вполне разумный срок.

Обсуждение темы длилось долго, эксперты горячо спорили, анализировали готовность к преобразованиям разных сфер деятельности — транспортной, дорожной, архитектурно-планировочной, строительной, коммунальной.

— Много в умном городе зависит от нас самих, от того, насколько быстро мы адаптируемся к цифровым технологиям, будем применять их в быту, — подытожил Олег Шипитько, директор тюменского филиала федеральной кадастровой палаты. — Умный город должны населять граждане, которые хотят развиваться, чтобы развивался и город, в котором они живут.

***
фото: В едином центре оперативного реагирования администрации города.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта