Зеленые инвестиции в наше будущее
Нужен ли городу лесопарковый пояс и каким он должен быть? Это обсудили горожане на публичных слушаниях.
Летом 2016 года в ФЗ «Об охране окружающей среды» были внесены изменения, которые предусматривали оформление лесопарковых зеленых зон вокруг населенных пунктов. Но произойти это должно не указом свыше, а решением общественности. Жители должны заявить: «Такой пояс нам нужен». В Тюменской области эту инициативу выдвинула региональная общественная организация «Зеленая планета». Она вышла с ходатайством в областную Общественную палату, и в феврале этого года состоялись первые публичные слушания. Большинство участников высказались за, но довести решение до логического конца с первого раза не получилось. Потребовалось второе ходатайство и еще одни публичные слушания (в них приняли участие 154 тюменца, в первый раз — 91).
На этот раз и с границей, и с площадью лесопаркового пояса все было понятно. Под него предлагалось отвести территорию почти в 67 тысяч гектаров (в первом варианте было 87 тыс. га). Много это или мало? Площадь Тюменского лесничества, в котором она расположена, 157 тысяч гектаров, Тюменского района — 369 тысяч гектаров. — Мы не претендуем на тотальное занятие всей территории под лесопарковый пояс, — говорит Альберт Фахрутдинов, координатор коллегии экологов областного Общественного совета. — Необходимо учитывать и экономические, и социальные потребности юга Тюменской области. Кроме того, границы лесопаркового пояса могут меняться — увеличивать его можно, а уменьшать нельзя.
В зале прозвучал вопрос: «Какие территории пришлось уступить и почему?»
Альберт Фахрутдинов пояснил, что в зеленый пояс нельзя включать территории, на которых расположены полигоны, и участки с несанкционированными свалками (их зарегистрировано 24), они должны быть очищены и рекультивированы. Кроме того, в северном направлении от Тюмени значительная часть лесов попадает в категорию эксплуатационных, там организованы лесосеки, планируются вырубки под разработку карьеров для добычи полезных ископаемых, для строительства капитальных зданий и расширения границ областного центра.
— Будет ли зона лесного пояса способствовать повышению охранного статуса существующих лесов? — просит уточнить Александр Чернышов, председатель общественного совета областного департамента недропользования.
Инна Лосева, депутат областной Думы, пояснила, что сам по себе лесопарковый зеленый пояс не повышает статус, но в этой зоне действуют жесткие природоохранные требования. Чтобы эти территории сохранить, важно зарезервировать эти участки, а даже если там что-то построят, то, по аналогии с городскими правилами, застройщик обязан провести компенсационное озеленение.
Татьяна Германова, член комиссии по охране окружающей среды областной Общественной палаты, рассказала, что во многих странах Eвропы зеленые пояса вокруг городов существуют не первое десятилетие. Например, в Лондоне такой пояс создан в 1936 году, в Сеуле — в 1971. Eсть лесопарковые зоны вокруг Парижа, Франкфурта, Пекина. Тюмень на их фоне выглядит достойно. У нас площадь зеленого пояса практически равна площади областного центра. Зеленый пояс даст возможность сохранить природное наследие, создаст благоприятные условия для жизни горожан, обеспечит наличие рекреационных зон.
— У нас зеленых насаждений не меньше, чем в Лондоне или Сеуле, — считает Инна Лосева. — 67 процентов территории Тюменской области занимают леса, природа многое нам дала, надо только это сохранить. Наш зеленый пояс будет одним из самых больших в России. Например, в Смоленске он составляет всего 324 гектара.
— Зеленые пояса начали создавать в Ярославской, Кировской, Смоленской областях, в Ставрополе, — подтвердил Альберт Фахрутдинов. — Иногда этот процесс встречает сопротивление, ведь эти зоны включают самые лакомые для застройщиков и инвесторов территории.
Не наблюдалось полного единодушия и на тюменских слушаниях. Но мотивы возражать или сомневаться были совсем другие. Так, Алексей Кучеров, председатель отделения «Союза садоводов России» по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО, отметил, что надо обратить особое внимание на то, не попадут ли в зону лесного пояса садоводческие товарищества. Ведь около 20 процентов дачных участков расположены на землях лесного фонда, садоводы могут столкнуться с трудностями при приватизации участков. — Мы боимся, что никогда уже не сможем передать свои дачи детям и внукам, — сказала Татьяна Петрукович из СНТ «Архитектор». — Мы столько лет работали на своих участках, а теперь нам говорят, что у нас нет прав на эту землю, что нас на кадастровой карте вообще не существует.
С похожими опасениями выступили и представители ДНТ (дачное некоммерческое товарищество) «Матмасы». Инна Лосева пообещала, что разберется в ситуации.
— Зеленый пояс — это наши инвестиции в будущее, — сказал один из участников слушаний. — Но если пояс замкнуть в кольцо, у него должно быть место соединения. Почему бы на таком участке нам не высадить фруктовые деревья? Путь вокруг Тюмени будут не только смешанные леса, боры, березовые, дубовые рощи, но и фруктовые сады.
Оригинальные идеи предложила и Вера Пахомчик, член группы по защите леса регионального отделения ОНФ. Она считает, что горожане могут вносить свой вклад в расширение лесопаркового зеленого пояса, например, высадить парк выпускников, парк автомобилистов (1 автомобиль — 1 дерево) или парк новорожденных.
Предложения общественников многим показались непрактичными. Садовым яблоням нужен постоянный уход, они не могут расти, как обычные деревья в лесу. Непросто и разбить, а потом поддерживать порядок в парках. Зато сколько в таких предложениях романтики, искренней, от души поддержки самой идеи создания зеленого пояса! И, может быть, это даже важней, чем результаты голосования.
***
фото: Лес, который надо сохранить Катя Христозова;В президиуме Инна Лосева, Геннадий Чеботарев, Альберт Фахрутдинов, Борис Чижов ;Альберт Фахрутдинов.