Гибкие умы для прекрасного будущего
В аудитории колледжа экономики, управления и права тихо. Восемнадцать первокурсников собрались здесь, чтобы принять участие в тренинге от проекта «Skills Lab». Им предлагают подумать о том, что именно они могут сделать для развития своих гибких навыков.
Вокруг этих «гибких навыков» и построена вся программа профессионального развития и конкурентоспособности студентов «Skills Lab». Проект придумали при участии психологов Eлены Чекановой и Алексея Повоского в институте неформального образования в «Моей территории». «Википедия» говорит: «Гибкие навыки — это комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью». На первый взгляд, разобраться в этом сложно. Но Алена Нечетова, медиа-менеджер мультицентра «Моя территория», уверяет: все гораздо проще, чем кажется. — Например, гибкий навык — это умение вести беседу, — объясняет она. — Оно повышает конкурентоспособность студентов, но в вузе этому не учат. Сейчас идет тренинг у первокурсников, обучающихся на направлении «налогообложение». В колледже они получают знания по профессии, но не получают более общих навыков.
Тренинг — одна из двух основных составляющих проекта «Skills Lab». Вторая — онлайн-тестирование первокурсников.
— По завершении тренингов и тестирования мы проанализируем результаты и предоставим их в учебные заведения, чтобы там могли выстраивать свою дальнейшую работу со студентами, опираясь именно на эти результаты, — говорит Алена Нечетова. — Тренинги и тестирования уже прошли в педагогическом колледже и колледже водного транспорта. Сейчас они идут в колледже экономики, управления и права и в медицинском колледже. На очереди — государственный аграрный университет Северного Зауралья и Тюменский государственный университет. Участвуют в проекте те учебные заведения, которым это интересно.
Уже готовы первые результаты анализа. Оказывается, первокурсники еще даже не успели толком узнать друг друга! Сделать это помогают им на тренинге: он начинается с упражнения на знакомство. Затем даются групповые задания. Все это время модератор считывает информацию, анализирует и записывает свои наблюдения. Затем — новое задание: модератор дает группе пачку бумаги и говорит, что сейчас надо построить самую высокую башню, какую только возможно. Многие начинают мастерить ее из бумаги, однако некоторые догадываются, что использовать можно все, что есть под рукой. И начинают строить башню из стульев. Или других оказавшихся в аудитории предметов. Следующее задание — придумать социальный проект…
— «Skills Lab» развивает у студентов важные навыки, которые от них потом потребует работодатель, — рассуждает заместитель директора по воспитательной работе колледжа экономики, управления и права Наталья Дедова. — Коллективизм, умение общаться и презентовать себя. Отклик, как правило, положительный: наши первокурсники говорят, что им это интересно, они получают информацию, которой раньше не владели. Вообще, студенты сейчас раскрепощенные, целеустремленные, они точно понимают, чего хотят.
Модератор Eкатерина Eремина соглашается: студенты точно знают, чего хотят, однако группа группе рознь. Одни — закрытые и скованные, другие — активные и веселые. С чем именно это связано, непонятно, однако одна закономерность есть: чем проще себя ведут студенты, тем легче с ними работать.
В «Skills Lab» не только анализируют командные способности студентов, но и смотрят, применяют ли они новаторские идеи и нестандартные подходы. Сверхзадача — определить, какое оно, молодое поколение? Как с ним работать? Как выстраивать молодежную политику? Какие проекты их интересуют?
На тренингах и тестированиях работа со студентами в «Skills Lab» не закончится. Лидеров, которых определят психологи, пригласят на большое выездное мероприятие. Чему их будут учить там — пока секрет. Наверное, развивать гибкие навыки, но только в нестандартной обстановке?..
***
фото: Студенты такие разные ;Алена Нечетова ;Наталья Дедова ;Учатся общению.