У педагогов есть хорошие идеи
Десятиклассница 32-й школы Александра Eвдокимова не отказалась бы от разгрузочных перемен, во время которых можно просто посидеть в тихом кабинете или послушать релаксирующую музыку, отвлекающую от мыслей о грядущих экзаменах.
— Eсли честно, подготовка к EГЭ на нас, старшеклассников, очень давит, — поделилась она ученическими проблемами с участниками городского межведомственного проекта «Молодые лидеры в образовании» и получила моментальный отклик. Педагоги, которые весь год в рамках этого проекта занимались разработкой здоровьесберегающих технологий, пообещали, что обязательно учтут пожелание десятиклассницы и подумают над тем, как лучше вписать ее предложение в свою программу.
— Именно за тем мы и собрались, чтобы не только представить свою работу на ваш суд, но и выслушать предложения, — сказала по этому поводу методист городского информационно-методического центра Антонина Сидорова.
А собрались участники проекта в минувшую пятницу в городской администрации. Директор городского департамента образования Вячеслав Воронцов рекомендовал публике тех педагогов, что должны были держать в этот день слово: они молоды, энергичны, талантливы. И в будущем вполне могут претендовать на руководящие должности в учреждениях общего и дошкольного образования, потому что у них есть идеи, как поднять это образование на качественно новый уровень. Над темами проекта «Молодые лидеры в образовании» педагоги размышляли с января, без отрыва от «производства».
— Мы встречались по пятницам в два часа дня и работали, что называется, до упора. В субботу — полный день, — рассказал Вячеслав Воронцов. — В разработке новых идей приняли участие коллеги из 50 школ и 17 дошкольных образовательных учреждений. Получилось 14 проектных групп.
В пятницу представили шесть лучших программ. Объявляя об этом, Вячеслав Викторович уточнил, что остальные программы — тоже очень интересные и хорошие, просто не хватит времени рассказать обо всех сразу.
Больше внимания таланту
Под таким девизом работали педагоги 21-й гимназии, школ 37, 88, 43, 40, 34, 32 и 58, которые придумали систему образовательной подготовки одаренных детей. Заместитель директора 21-й гимназии Ольга Пилецкая рассказала: участники их группы провели опрос педагогов из разных образовательных учреждений и выяснили, что многие испытывают трудности при подготовке «олимпиадников». Во-первых, нет возможности уделять им столько времени, сколько хотелось бы. Во-вторых, не всегда хватает методической подготовки. В этом смысле школьным специалистам могли бы прийти на помощь вузовские, считает Ольга Александровна. И такой опыт уже имел место — в прошлом году в экспериментальном режиме на базе 21-й гимназии работал центр олимпиадной подготовки, занятия в котором проводили преподаватели ТюмГУ. Однако центр пришлось закрыть из-за отсутствия финансирования. В этот раз участники проекта очень тщательно подошли к составлению сметы.
— Важно еще точно подсчитать количество детей, которые станут заниматься в этом центре, чтобы понимать, какая нагрузка будет на преподавателей, — сказал по этому поводу глава городской администрации Александр Моор.
Авторы программы ответили: по примерным подсчетам, одновременно в центре смогут проходить подготовку от 90 до 180 учеников. Речь идет о лучших из тех, кто будет заниматься на базе своих школ по индивидуальным программам (меньше общих уроков, больше профильных). Всего, сказал Вячеслав Воронцов, в городе порядка трех тысяч одаренных детей, углубленно изучающих тот или иной предмет.
Александр Моор посоветовал участникам проектной группы взять за пример тот регион, который воспитал больше всего победителей и призеров Всероссийских олимпиад, и постараться побить его рекорд.
Общее у людей только одно: все они разные
Высказывание писателя и философа Роберта Зенда стало путеводной звездой для педагогов, которые занялись вопросом инклюзивного образования. Они сконцентрировали свое внимание на детях с расстройствами аутистического спектра. Распланировали практические занятия с родителями, консультации с клиническим психологом, мастер-классы и уроки открытого общественного родительского университета при участии сотрудников ТюмГУ и областной клинической психиатрической больницы.
Программа рассчитана не только на детей с аутизмом и их родителей, подчеркнула методист городского информационно-методического центра Гульшат Кувандикова. Опрос показал, что в помощи нуждаются учителя, здоровые ученики и родители этих учеников. Увы, далеко не все готовы взаимодействовать с людьми, чьи возможности здоровья ограничены. Некоторые просто не знают, как это делать.
— Не все учителя уверены, что у них получится обучить ребенка с аутизмом, — поделилась Гульшат Ташбулатовна результатами социсследования своей группы. 30 процентов родителей считают, что совместное обучение скажется негативно на всех учениках. А сами ученики говорят, что готовы учиться в одном классе с детьми-инвалидами, если «они не будут мешать учебному процессу».
— Тема очень неоднозначная и сложная, — согласился депутат Тюменской городской Думы, директор гимназии N 1 Михаил Колосов. — Хотелось бы поблагодарить людей, которые взялись за решение проблемы, и выразить надежду, что у них все получится.
Eсть контакт
Примечательно, что прямо во время выступлений участники проекта обзаводились партнерами. Авторами программ были затронуты темы не только образования, но и здоровья, физкультуры, средств массовой информации. И свою готовность оказать поддержку педагогам выразили: директор городского департамента здравоохранения Игорь Крючков, директор городского департамента по спорту и молодежной политике Eвгений Хромин, председатель областной ассоциации молодых журналистов Александр Пересторонин…
— А вы знаете, как сделать, чтобы родители бежали в школу вперед вас? — задала вопрос педагогам, которые предложили сделать школу местом совместного времяпрепровождения учеников и их родителей, ректор ТОГИРРО Ольга Ройтблат.
— Eсли еще пока не знаете, то приходите ко мне — я научу!
Директор школы N 88 Eлена Головчак предложила, в свою очередь, провести аукцион проектов среди руководителей образовательных учреждений:
— Лично я уже готова взять несколько на реализацию в своей школе!
Александр Моор резюмировал: познакомившись с участниками проекта «Молодые лидеры в образовании», он убедился, что отрасль в надежных профессиональных руках.
***
фото: Ольга Пилецкая ;Все усилия педагогов — для них ;Александр Моор ;Александра Евдокимова.