X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Не терять лица в непонятном

Участники выставки «Абстракция без границ», что открылась 14 ноября в выставочном зале регионального отделения Союза художников России, не ожидали большого наплыва гостей.

Все-таки на открытие чаще всего ходят одни и те же: журналисты, друзья авторов и не слишком многочисленная, но зато преданная публика, которую художники знают в лицо. К тому же открытие совпало с лекцией мирового эксперта по современному искусству Антонио Джеузы в музейном комплексе имени Ивана Словцова. И организаторы выставки «Абстракция без границ» были уверены: всю аудиторию он перетянет на себя. Но нет!

Оказалось, что абстракционизм горожанам страшно интересен. Eще бы, направление это довольно противоречивое. К нефигуративному искусству все — и художники, и публика — относятся по-разному: кто-то не принимает, кто-то не понимает, кто-то, как говорит художник и фотограф Сергей Шаповал, болеет им. Для кого-то из авторов беспредметность — новый способ самовыражения, для кого-то — уже пройденный этап. В общем, есть, о чем поговорить.

. — Мне однажды московский художник написал: «Когда я вижу абстракцию, то отдыхаю от реальности», — рассказывает директор регионального отделения Союза художников Анна Малкова. — А некоторые говорят, что абстракционизм — это тот же реализм. Существуют разные мнения и взгляды. Многие спрашивают: как понять абстракционизм? Все эти линии, мазки, фигуры? Никак не надо понимать!

Человек, который смотрит на абстрактную живопись, по мнению Анны Алексеевны, может лишь прочувствовать эмоции автора и понять его настроение. Но и сейчас, спустя сто лет с момента появления нефигуративного искусства, мы не знаем, как к нему относиться. Все еще воспринимаем как нечто чужое, не понимаем, но признаваться в этом, терять лицо в непонятном, конечно, не хотим.

А вот в Eвропе, говорит художник Константин Шохов, к абстракционизму относятся так, словно от картин разит нафталином. Какая разница!

Председатель регионального отделения Союза художников России Александр Новик вспоминает, что впервые увидел абстрактную живопись, когда учился во Дворце культуры «Пионер».

— Это были картины Остапа Шруба. В 1961 году, если мне не изменяет память, Остап Павлович нам сказал: я вам сейчас кое-что покажу, но вы молчите, а то меня посадят, — смеется Александр Сергеевич. — Подпольным абстракционизм был. А работы эти уже не помню, как называются, но находятся в частных коллекциях. Я тогда не записал, где именно. Это ошибка: такие произведения рассказывают об истории нашего искусства и должны храниться в музее.

Катя Христозова

Так что для наших художников абстракция — не ново. А вот для публики — явление по-прежнему малоизвестное. Первая выставка, посвященная этому наплавлению, прошла только в 2014 году, вспоминает Татьяна Сергейчук, искусствовед и преподаватель художественной школы имени Митинского. Представляла она лишь два направления абстракционизма: геометрическое и лирическое. А сейчас в нем так много течений, что все работы просто не вместились бы в выставочном зале Союза.

— Я узнал об абстракционизме из брошюры «Эстетика безобразного», — вспоминает главный художник театра кукол Сергей Перепелкин, и все собравшиеся на выставке понимающе кивают. — Посмотрел: у-у-у, думаю, замечательно! В абстрактных работах, мне кажется, смыслов больше, чем в фигуративном искусстве. Нас это тогда как разбудило!

«Чистых абстракционистов» в городе мало, но обращались и обращаются сейчас к нефигуративному искусству многие. Жанна Алипова, Александра Меншикова, Константин Шохов, Борис Паромов, Олег Федоров, Сергей Мокроусов. Их работы есть на выставке: и картины, и керамика. А еще там есть полотна студентов ТюмГУ — у них абстракционизм преимущественно лирический: цветной, фигурный, эмоциональный.

Удивительно, на самом деле, почему же художник решает уйти от формы, изображая мир и свои ощущения? В наших художественных школах этому не учат. Рассказывают, конечно, о направлении, показывают работы. Но нельзя представить, как педагог кладет руку на плечо ученику и говорит: «А теперь к черту все, что ты нарисовал, замажь фиолетовым — получится экспрессивный абстракционизм».

Не так это происходит, понятное дело. А как? Вижу на выставке двух молодых девушек, рассматривающих картину Новика. Думаю, они должны знать. Одна оказывается педагогом художественной студии «Серебро». Представляется Аленой. Вторая — ее ученица Александра.

Катя Христозова

Алена рассказывает, что преподаватели дают возможность начинающим художникам экспериментировать, предлагают поиграть с формой, цветом, изобразить обычные вещи непривычным образом. Но получается не у всех. Особенно сложно бывает взрослым, у которых в голове много ограничений, шаблонов, клише.

Но это она говорит о новичках. Маститые художники, как Константин Шохов, обладают воображением, которое не ограничено рамками. Правда, для Шохова нефигуративное искусство — уже пройденный этап. В какой-то момент ему необходимо было освободиться от формы, границ — тут-то абстракционизм и пришел на помощь. Потом ушел.

Но можно посмотреть, как это было: работы Шохова на выставке тоже есть. Темных красно-коричневых оттенков, бессюжетные. Создают тягостное впечатление. Мне видится, что на картине изображен обреченный лодочник, гребущий веслом. Впрочем, кто знает, что видел художник, а что увидите вы?

Но у абстрактного искусства, как у искусства вообще, как минимум, два автора. Тот, кто нарисовал, и тот, кто смотрит — то есть воспринимает, придает смысл. Мой личный вывод: не стоит пропускать выставки абстрактного искусства из-за страха не понять его. Приятно, что многие горожане, пришедшие посмотреть на «Абстракцию без границ», решили так же.

***
фото: Николай Распопов старается не пропускать выставки Союза художников и на абстракции с удовольствием посмотрел ;Борис Паромов со своей работой ;Екатерина Портнягина, керамика «Мама, я нарисовал».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта