Сыщик. Поезд. Возмездие
Вот когда я немного позавидовал тем, кто еще не прочел классического детективного романа Агаты Кристи. Потому, что, увидев новую, сегодняшнюю его экранизацию, кто-то из них — верю в это — захочет обратиться и к книге.
А сейчас, в темном кинозале, они вплоть до самого финала гадали, кто же настоящий убийца. Кто из одиннадцати пассажиров мягкого вагона, следующего из Стамбула к берегам Ла-Манша? Или эти множественные раны нанес американцу по фамилии Рэтчетт проводник, у которого тоже нет алиби?
Тщательно продуманное убийство должно было остаться нераскрытым. Eсли бы волею провидения в поезд не сел — в страшной спешке — сам Эркюль Пуаро. Старомодные завитые усы и некоторые странности в поведении знаменитого бельгийского сыщика (одного из светлых умов, воспетых «тетушкой Агатой») не отменяют главного — его изумительного дара разгадывать самые таинственные преступления.
Главную роль режиссер новой экранизации романа, уроженец Северной Ирландии 56-летний Кеннет Брана оставил за собой. Поначалу его Пуаро — этакий расслабленный пижон, гений на отдыхе, мечтающий о трех неспешных днях на пути в Англию. Но покой ему только приснится. Пока не наступит та кошмарная ночь, когда его станут будить через каждые несколько минут. Что-то ужасное происходит в поезде под грохот зимней грозы. Силы небесные словно знают о происходящем здесь, на проложенной среди гор магистрали, и сопереживают ему.
И наутро обнаруживается труп. И усталому сыщику ничего не остается, как браться за новое расследование. Снежная лавина остановила Восточный экспресс, никто не успел сойти.
. Обозначил сюжетную канву только для тех, кто не знает потрясающей истории, надолго пережившей свое время (роман написан в 1934-м). Сразу скажу, что в чем-то авторы фильма отступили от строгого соответствия литературному оригиналу. Режиссеру и его команде требовалось больше «экшена». Вот почему появились сцены погони по конструкциям старинного деревянного моста, на краю которого застрял состав, и стычки, где сыщик получит ранение в руку, и еще какие-то. Не стану перечислять. Важнее другое: эти эпизоды искусно встроены в ткань фильма и не портят крепкой драматургии Кристи.
А зрителей, тем временем, поймали на условный крючок и другим образом. Потому что в малоприятном типусе Рэтчетте со шрамом на брови они узнали Джонни Деппа. А вокруг — Пенелопа Крус, Мишель Пфайффер, Уиллем Дефо, Джуди Денч. И все эти кинозвезды из нескольких поколений органично составляют тот круг персонажей, что только и мог быть в роковом вагоне. Где каждый имеет свою тайну, и очень многие носят чужие имена.
Признаюсь, что более всего покорен актерскими работами Пфайффер (под чье обаяние попал еще в 90-е годы, со времен «Ведьм из Иствика» и других лент с ее участием) и самого Браны (он, кстати, прежде состоялся как сильный драматический актер, а уже потом взялся за режиссуру).
А самая красивая в кадре — это, конечно же, восходящая звезда, Дэйзи Ридли, 25-летняя английская актриса — та самая, что стала новым джедаем в «Звездных войнах» (и в декабре вернется к нам с новой серией фантастической саги). Здесь она ясноглазая красавица-гувернантка, тоже не случайно оказавшаяся на борту.
В роли венгерского графа Андрени снялся родившийся в СССР Сергей Полунин, ныне 27-летний артист балета с международной славой. Любопытно, что и в фильме он танцовщик — но не танцует, о его мастерстве на сцене говорит только молодая жена графа. Что ж, отличный актерский ансамбль тоже не дает нам скучать на этой картине.
Мои аплодисменты мистеру Брана. Он не переборщил с крупными планами, показывая в кульминационных сценах себя самого. Мятущегося, растерявшего в нахлынувших сильных чувствах часть былой самоуверенности. Столкнувшегося с необходимостью трудного нравственного выбора. Потому что свершилось возмездие, настигшее детоубийцу.
Вот этот неподдельный вихрь переживаний на лице героя остается в памяти. Как и здорово придуманная сцена «суда присяжных» у порога пробитого в горе туннеля. Как и сам образ ретро-поезда, застывшего среди прекрасных и холодных гор причудливой заиндевелой декорацией.
Не стану вспоминать фильм Сидни Люмета с тем же названием, датированный 1974-м. Лучше порадуюсь, что одна из любимых книг моей юности — о вечной борьбе добра и зла, выбравшей на сей раз полем битвы один отдельно взятый поезд, — снова востребована. И переложена на технически мощный и визуально изысканный язык кино ХХI века.
. Да, вот еще. «Скованные одной цепью, связанные одной целью» — эти строки из песни группы «Наутилус Помпилиус» (стихи написал Илья Кормильцев) удивительным образом подходят для новой работы Кеннета Браны. Будь моя воля, сделал бы их рекламным слоганом фильма.
*»Убийство в Восточном экспрессе», Мальта, США, 2017. В российском прокате с 9 ноября. 114 минут. 16+.
***
фото: КАДР ИЗ ФИЛЬМА: Кеннет Брана в роли Эркюля Пуаро.