Кто вы, маршал Блюхер?
Советский военачальник Блюхер Василий Константинович, награжденный в 1918 году первым орденом Красного Знамени, памятен Тюмени.
Начдив-51
В августе 1919 года Блюхер возглавил сформированную в Тюмени 51-ю стрелковую дивизию. После окончательного разгрома колчаковских войск в Сибири, испытанную в боях дивизию в срочном порядке, в 93-х эшелонах, перебросили на новый фронт — врангелевский.
Закрепившись на левом берегу Днепра в районе Каховки, сибиряки отразили все атаки врангелевцев. Белые потеряли три тысячи человек и 16 танков. По масштабам Гражданской войны, это выглядело настоящим танковым побоищем. 27 октября 1920 года по частям дивизии объявили приказ Блюхера о наступлении на Перекоп. А это — семикилометровый старинный Турецкий вал высотой до восьми метров. По его вершине тянулась линия окопов и блиндажей. Склоны вала опутаны четырьмя рядами колючей проволоки. Перед валом — ров глубиной до десяти и шириной сорок метров. Обойти Перекоп нельзя — справа морской залив, слева воды неглубокого, но топкого Сиваша. На перешейке белогвардейцы установили свыше 70 орудий и 150 пулеметов.
Эту крепость 51-я стрелковая дивизия Блюхера 8 ноября в 12 часов дня штурмовала в лоб четырьмя волнами до полной победы. В 3 часа ночи 9 ноября неприступный Перекоп пал.
Командующий Южным фронтом Фрунзе доложил в Москву Ленину: «51-я дивизия в последних боях против Врангеля покрыла себя неувядаемой славой. Невзирая на тяжелые жертвы, в обстановке невероятных лишений она до конца выполнила свой долг перед Республикой. Потеряв 75% состава, штурмом овладела всеми линиями обороны противника, пробив своей грудью дорогу в Крым».
Это была оглушительная победа. О Блюхере заговорили как о выдающемся пролетарском полководце. Eго наградили вторым орденом Красного Знамени. Таким же орденом отметили и 51-ю стрелковую дивизию и присвоили ей почетное наименование «Перекопская».
Волочаевские дни
С падением белого Крыма Гражданская война в европейской России завершилась. Однако противостояние продолжалось на востоке. 24 июля 1921 года Блюхер вступил в должность военного министра и главнокомандующего вооруженными силами Дальневосточной республики (ДВР) — квази-государства, призванного играть роль буфера между советской Россией и белым Приморьем. В короткое время Блюхер сумел превратить полупартизанские формирования во внушительную силу, которая овладела в феврале 1922 года волочаевским оборонительным рубежом (железная изгородь с восемью рядами колючей проволоки, брустверы из мешков с землей, засыпанные снегом и политые водой), который называли дальневосточным Перекопом.
Через два года Блюхер объявился. в Китае. Под псевдонимом «Га Лин» он стал помогать китайскому правительству Сунь Ятсена в революционной борьбе с группировками милитаристов. Народно-революционная армия (НРА) получила из СССР 40 тысяч винтовок, 42 миллиона патронов, 48 орудий, 230 пулеметов, более 10 тысяч ручных гранат, три самолета и другое вооружение.
Благодаря усилиям цзян-цзюня (генерала) Га Лина НРА одержала ряд побед и установила контроль над большей частью страны.
Не верили.
К этому времени имя Блюхера уже окуталось легендами. Самым громким мифом стала германская версия о том, что Блюхер — ротмистр австро-венгерской армии граф Фердинанд фон Гален, считавшийся пропавшим без вести в Первую мировую войну. Бывший денщик фон Галена, увидев в газетах фотографии Блюхера, признал в нем своего начальника. Берлинский родственник ротмистра Фердинанда Михаэль фон Гален был убежден в том, что его племянник попал в 1915 году в плен к русским, оказался в Сибири, где по предложению красных комиссаров принял имя героя войны с Наполеоном прусского генерал-фельдмаршала Гебхарда Блюхера, отличавшегося энергией и решительностью, храбростью и неутомимостью (как в ратных делах, так и в любовных похождениях). Проведенное в Институте судебной медицины Бонского университета сравнительное фото-исследование изображений фон Галена и Га Лина (Блюхера) «показало их идентичность».
Убежденность западных экспертов в графском происхождении советского военачальника окрепла после разгрома Особой Дальневосточной армией китайских войск, захвативших в июле 1929 года Китайскую восточную железную дорогу (КВЖД). 20 ноября Блюхер телеграфировал в Москву: «. В результате боев взято 8 тысяч пленных, в том числе около 250 офицеров. Нами захвачена почти вся имеющаяся артиллерия, два бронепоезда, большое военное имущество и снаряжение. Противник потерял убитыми около полутора тысяч. Наши потери: убитых — 123, раненых — 605 человек».
ОДВА была награждена орденом Красного Знамени и стала именоваться Особой Краснознаменной Дальневосточной армией. Такой же орден, по счету пятый, получил командарм Блюхер. В мае следующего 1930 года он стал первым в СССР кавалером нового знака государственного отличия — ордена Красной Звезды. Тюменская молодежь, как и вся страна, пела маршевую песню ОКДВА:
Стоим на страже Всегда, всегда
Но если скажет страна труда,
Винтовку в руки! В карьер! В упор!
Товарищ Блюхер! Даешь отпор!
Китайскую фамилию Га Лин Блюхер объяснял созвучием с именем первой жены Галины Покровской, с которой он проживет восемь лет. Они расстались в 1927 году. Блюхер женился на слушательнице военного факультета академии связи Галине Кольчугиной. Из Москвы в Хабаровск, куда перевели мужа для организации Особой Дальневосточной армии, она не поехала.
После конфликта на КВЖД 42летний командарм встретит 17летнюю Глафиру Безверхову из многодетной семьи инвалида русско-японской войны. Не регистрируя брак, Василий Константинович проживет с ней шесть лет, до своего ареста и гибели.
Eго не спасли ни военные заслуги, ни маршальское звание, присвоенное в сентябре 1935 года, ни участие в составе специального судебного присутствия, утвердившего 12 июня 1937 года расстрел маршала Тухачевского, командармов Якира, Уборевича, Корка, комкоров Фельдмана, Эйдемана, Примакова и Путны. Тогда Блюхер не предполагал, что через год с небольшим придут и за ним.
Сомнений нет
Маршала Блюхера арестовали 22 октября 1938 года по ордеру, подписанному наркомом НКВД Eжовым с санкции Сталина. За день до очередной годовщины Октябрьской революции после избиений Блюхер признал свое участие в антисоветском заговоре, а 9 ноября скончался. Официальный диагноз: «смерть наступила от закупорки легочной артерии тромбом, образовавшимся в верхах таза». Но допрошенная в 1956 году врач Лефортовской больницы Розенблюм показала: «Я осматривала Блюхера. Все лицо у него было в сплошных синяках. Затем я обнаружила кровоизлияние в склеру глаза. Кто определил причину его смерти, не знаю. Как и не знаю, кто выдал следствию справку о смерти».
Бывших жен Блюхера — Покровскую и Кольчугину расстреляли. Безверхова, отсидев пять лет в лагере и десять лет в ссылке в Казахстане, дожила до ХХ съезда КПСС (1956) и своей реабилитации. Всех детей маршала, включая пятилетнюю Вапру и восьмимесячного Василина, разбросали по сиротским домам.
Несмотря на реабилитацию Блюхера, у историков оставались сомнения в его происхождении. Эти сомнения окончательно развеял журналист Павел Белоглазов — Почетный гражданин Ялуторовска. В фондах размещенного в этом городе засекреченного архива он обнаружил карточку на Блюхера Василия Константиновича 23-х лет, уроженца Ярославской губернии Рыбинского уезда Георгиевской волости, рядового 19-го Костромского полка, раненого в 1915 году на Юго-Западном фронте.
Всего одна карточка из восьми миллионного учета санитарных (раненые) и безвозвратных (убитые) потерь русской императорской армии в Первой мировой войне.
***
фото: