Полицейская машина времени
Вчера под окнами городского департамента по спорту и молодежной политике развернулась настоящая детективная история: начальник пресс-службы областного УМВД Светлана Новик в шляпе и потертом кожаном плаще, подражая интонациям Глеба Жеглова, требовала Горбатого.
Здесь же мерил шагами тротуар коллега Светланы Вячеславовны Денис Фатеев — в форме рабоче-крестьянской милиции НКВД. Походка твердая, лицо сосредоточенное. Попытки журналистов развеселить гостя из прошлого не удались. Заведующий музейной экспозицией культурного центра областного УМВД Виктор Рычков объясняет этот суровый образ: 1920-1930-е годы были непростыми для недавно созданной тюменской городской уездной милиции, которая расположилась как раз в доме N 7 по улице Володарского, где сейчас спортивный департамент. На начало 20-х пришлись крестьянские восстания против советской власти, которую милиция была призвана защищать. — Тогдашний начальник милиции Ксенофонт Георгиевич Желтовский докладывал в Москву о том, что крестьянский бунт подавлен. При этом погибло 40 процентов личного состава и более 5000 крестьян, — рассказывает Виктор Николаевич. — Страшные цифры, тяжелое время.
Именно на него пришлось становление милиции, столетие которой отмечают 10 ноября этого года.
История в вещах
К пресс-туру по местам, связанным с историей тюменских органов внутренних дел, сотрудники современного полицейского главка готовились под чутким руководством Виктора Рычкова, методиста музейной экспозиции Виталия Трунева и председателя общественного совета при УМВД по Тюменской области, историка Александра Петрушина.
Старую форму и знаки отличия позаимствовали в музее, который хранит множество милицейских артефактов разных лет.
— Один из самых старых экспонатов, пожалуй, револьвер Ксенофонта Желтовского, — говорит Виталий Трунев. — Ксенофонт Георгиевич руководил тюменской милицией недолго, однако сделал за это время многое, поэтому его можно назвать личностью легендарной.
Как и Александра Урусова, который в свои 23 года уже возглавил в Тюмени уголовный розыск, а потом был направлен в Москву, где стал руководить МУРом.
— Вот в такой форме Александр Михайлович ходил, когда служил в нашем городе, — говорит Денис Фатеев, вставая так, чтобы всем журналистам было видно форму на нем.
Позже он скажет, что пока ждал нас у здания бывшей уездной милиции, прохожие на него оборачивались, но спросить — откуда он? — почему-то не решались.
Имена и поступки
Зато на улице Семакова, 18, где в военные годы располагалось управление рабоче-крестьянской милиции НКВД, к нашей процессии проявили интерес. Два иностранца спрашивали, говорит ли кто-нибудь из нас на английском, чтобы объяснить: что здесь происходит? И кто эти люди в strange, but very beautiful (странной, но очень красивой) форме?
Пока я вспоминала английские слова, подошел Александр Петрушин и на чистейшем русском рассказал иностранцам о профессиональном празднике сотрудников органов внутренних дел и об НКВД. И те, как ни странно, все поняли.
— О, about NKVD we know, yes, — закивали они.
Впрочем, об НКВД знают многие. Но гораздо важнее знать о людях, которые там служили, считает Виталий Трунев. Особенно в годы войны.
— Тогда сотрудникам приходилось не только бороться с общеуголовными преступлениями, но они также обеспечивали работу эвакуированных предприятий и госпиталей, предотвращали саботажи, ловили дезертиров и уклонистов, сопровождали эшелоны. На фронт ушли около 400 сотрудников органов внутренних дел, 91 не вернулся домой, — рассказывает Виталий Александрович. — Их имена можно прочитать на мемориале погибшим сотрудникам органов внутренних дел на улице Водопроводной, 38.
Там есть и имена сотрудников, которые погибли при исполнении служебного долга в мирное время.
Заместитель начальника пресс-службы Антон Каморников рассказал об участковом уполномоченном Федоре Щербакове, который летом 1956 года ценой своей жизни спас женщин, упавших в сливную яму. Сотрудник пресс-службы Ольга Косолапова вспомнила патрульно-постового Николая Уляшева, который в 1949 году был смертельно ранен во время задержания бандита, ограбившего кассиршу.
Не знаю, поняли ли иностранцы все, о чем говорили, но явно почувствовали, что говорили о чем-то очень важном.
Не забытое старое
— А что это у вас за права неустановленного образца? — спросил автоинспектор Константин Заикин водителя нашего автобуса на въезде во двор областного управления ГИБДД.
Современное водительское удостоверение Константин не признал, потому что вчера прочно вжился в роль сотрудника дорожно-патрульной службы послевоенных лет. В качестве примера для подражания он выбрал инспектора Григория Истомина. Eго знают, пожалуй, все современные сотрудники тюменской Госавтоинспекции: Григорий Иванович встречает каждого перед главным входом в здание областного управления ГИБДД. Здесь увековечили память о нем.
— Когда мы обсуждали проект скульптуры, то хотели использовать собирательный образ инспектора, — говорит председатель городского совета ветеранов, подполковник милиции в отставке Герман Смирнов. — Но в процессе обсуждения стало понятно, что скульптура должна иметь лицо Григория Истомина. Честного, справедливого, профессионального инспектора, который всю свою жизнь проработал, что называется, на земле. Eго уважали тогда, уважают и сейчас.
В тюменской Госавтоинспекции вообще очень чтут историю. Предыдущий начальник — полковник Геннадий Лоточкин — собрал целую экспозицию автомобилей, которые были на службе автоинспекции разных лет. Их в управлении холят и лелеют, многие транспортные средства до сих пор на ходу.
В общем, старое здесь не забывают. Но и о новом говорят с охотой: пока Константин Заикин рассказывал о службе лет минувших, начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения Анжела Борисова зазывала журналистов пойти посмотреть, как работают современные приборы фотофиксации нарушений и алкотестеры.
… В этот день экскурсанты побывали также в музее экспертно-криминалистического центра, где его начальник Ольга Ильиных рассказала о специфике работы следственно-оперативных групп 1970-80-х годов.
Последняя остановка полицейской машины, а точнее автобуса времени, была у здания городской полиции. Там показали, как работает современная система «Безопасный город», которая тоже когда-нибудь станет историей.
***
фото: Антон Каморников ;На этом месте раньше стояло здание бывшего управления рабоче-крестьянской милиции НКВД ;Участники экскурсии в гостях у сотрудников ГИБДД ;Денис Фатеев ;Скульптура Григория Истомина.