X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

С цифровой экономикой сверим шаг

В конкурсе «Тюменская марка» в этом году есть новая номинация «Бизнес для бизнеса» или, как ее часто обозначают, «B2B».

В номинации заявлено 20 компаний, занятых в области разработки компьютерного обеспечения и информационных технологий. Одна из них — компания «ЗСНСКомпьютерс». Eе директор Александр Кияев рассказал о том, как меняется малый и средний бизнес в век цифровых технологий.

Привет, Google!

— В 2015 году в Германии объявили о начале четвертой технологической революции — цифровой. Новое поколение уже не мыслит себя без Интернета, компьютерных технологий, не понимает, как предыдущие поколения могли жить без гаджетов. Они удивляются тому, что информацию раньше искали в энциклопедиях, справочниках по алфавиту. Можно ведь просто сказать: «Окей, Google». И ответ готов.

Чтобы шагать в ногу с четвертой революцией, компаниям надо перестраивать и систему мышления, и систему продаж. Малый бизнес, который сейчас приходит, на новые технологии уже заточен. А те, кто раскручивался раньше, задумались: «Почему доходы резко упали?» Например, недавно одна из тюменских предпринимательниц, которая владеет сетью магазинов брендовой одежды, принимала участие в семинаре по использованию информационных технологий в бизнесе. Eе спросили: «Как вы ведете свой бизнес?». Она и рассказала, что, как и 25 лет назад, ведет учет проданных товаров в обычной тетрадке. И до сих пор не знает, как пользоваться базой данных. А молодые предприниматели сразу начинают работать в онлайн сервисах, в социальных сетях. Они размещают посты, выкладывают видео- и фотоматериалы и таким образом привлекают покупателей. Но у молодежи есть другая крайность — они знают как, но не задумываются почему. Зачем, действительно, изучать основы маркетинга, когда есть Google? Они копируют чужой опыт, не анализируя его.

Многие процессы и дальше можно автоматизировать, роботизировать, устанавливать станки с числовым программным управлением, но управлять ими все равно будет человек. Человеческий фактор в цифровой экономике не исключается. Более того, он крайне необходим. Но на новом уровне. Кому нужна скорость обработки информации? Суперкомпьютеру? Нет, человеку. Он либо ее потребляет, либо является заказчиком. Все делается для людей. Только человек становится драйвером прогресса.

От прорыва до подрыва

— Понятие «цифровая экономика» в 1995 году ввел в оборот Николас Негропонте, ученый Массачусетского технологического института. Цифровой называют экономику, которая связана с развитием Интернета, сотовой связи, информационно-коммуникативных технологий. Главные ее элементы: электронная коммерция, электронный банкинг, электронные платежи, интернет-реклама и интернет-игры. Известная международная консалтинговая компания (BCG) вывела индексы развития цифровой экономики. Из 85 обследованных стран в лидерах оказались Дания, Люксембург, Швеция, Южная Корея. Китай занял лишь 35 место, Россия — 39-е.

Один из феноменов цифровой экономики — развитие систем big data или больших данных. Они способны анализировать массивы информации и применять их не только в нанообластях, но и в реальной жизни. Например, московские риелторы используют данные GPS-навигации при определении цен на аренду и продажу квартир. Там, где люди ходят чаще, задирают цену за квадратный метр. Обработку больших баз данных ведут и социальные сети, поэтому на ваш компьютер попадают информационные сообщения, которые вас больше всего интересуют. Машина вас вычисляет по тем запросам, которые вы задаете чаще всего.

Все большее значение приобретают так называемые интернет-вещи. Это не одежда, не товары массового потребления и даже не смартфоны или ноутбуки, а технологии, позволяющие перестроить привычные экономические или социальные процессы без участия человека. Интернет-вещами называют устройства, которые через Интернет собирают и генерируют данные.

К миру интернет-вещей можно отнести, например, автоматизированную систему регулировки наружного освещения в городе, передачу данных о движении городского транспорта. Думали ли мы еще несколько лет назад, что с телефона сможем отслеживать, когда на остановку придет нужный нам автобус? Раньше эта программа действовала только в крупных европейских городах — Мюнхене, Барселоне, Мадриде. Прошло два года — и она появилась в Тюмени.

Видеокамеры, задействованные в системе «Безопасный город», или онлайн банкинг в налоговой инспекции — тоже интернет-вещи. Но у технического прогресса есть и другая сторона — цифровой подрыв. Например, когда-то фотоаппараты «Полароид» считали чудом техники, но они умерли от цифрового фотоаппарата, а ему на смену идут камеры в смартфонах. Лет 10 назад считалось, что 8 мегапикселей на цифровой камере — предел мечтаний, а теперь даже у недорогой модели китайского смартфона — 20 мегапиксей, и на фото можно будет увидеть каждый волосок на усике летящей бабочки. Цифровой подрыв — это коренное преобразование, но не умирание отрасли. Не умерло же сельское хозяйство от появления комбайнов на GPS-навигаторах.

Будущее рядом

Тюменская область — одна из лидеров по использованию цифровых технологий. У нас работает «Электронное правительство», у нас — множество сервисов для оперативной и обратной связи различных служб с горожанами. Помните, недавно школьники не пошли на занятия из-за снегопада. Решение было абсолютно правильным. Город избежал коллапса. Удалось обойтись без пробок, отменился день жестянщика. И оповещение мгновенно прошло через социальные сети. Цифровая экономика — не космос, она уже здесь, в городе, в котором мы живем.

***
фото: Александр Кияев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта