Особенности Титлиновской скульптуры
Сергей Титлинов. «И молотком и словом. Вся правда о создании городских памятников». Уральский рабочий, 2017.
Вы знали, что идея памятника труженикам тыла, который теперь стоит на улице 30 лет Победы, у скульптора Сергея Титлинова появилась в Милане, где он был на открытии театрального сезона оперного театра «Ла Скала»?
А как скульптурную композицию «С чего начинается Родина» создавали, знаете? Или как в Ирбите Eкатерину II с Лениным «подружили»?
Очень хочется прямо сейчас пересказать все истории, что есть в книге, да читатель на меня за преждевременное раскрытие сюжетов рассердится. Хотя, по мне, читать и перечитывать Титлинова хочется и после раскрытия секретов. Так легко он пишет: смешно, интересно и, что для современного читателя бывает важно, коротко.
В его книге «И молотком и словом» три десятка рассказов. 26 октября Сергей Валентинович представил их в областной научной библиотеке имени Д.И. Менделеева и сказал, что не хотел утруждать читателей многостраничными трудами. Хотя любопытных случаев в его 20-летней профессиональной практике столько, что и на несколько томов хватило бы. Но только время, сказал он, покажет, будет ли у книги продолжение.
Большинство его рассказов имеет прямое отношение к Тюмени. Это он придумал поставить на нашей набережной монумент Витуса Беринга и прочие скульптурные композиции. В нашем же городе стоит и другая его работа — уникальный памятник «Железнодорожникам фронта и тыла», сложенный из рельсов времен Великой Отечественной войны.
На презентации Титлинов признался, что за литературную деятельность взялся от нечего делать — скучал. Жена ему посоветовала написать о том, как работают скульпторы. Широкая публика этого не видит, не знает, как рождается идея, с кем она обсуждается, как меняется.
Сергей Валентинович пошел дальше и рассказал не только о работе над монументальными произведениями, но и о том, что бывает после ее окончания. О том, например, как в Тюмени на открытии барельефа «Тюмень — Победителям» он прочел открытую лекцию, и в Eкатеринбурге — тоже.
Написал и о том, как живут художники, архитекторы, скульпторы, у которых — особенный, часто непонятный посторонним мир. Свои словечки, такие, как «гоголь», обозначающее металлическую стойку в виде буквы «г», что используется как опора при лепке. Свои привычки, смешно описанные в рассказе «Костолом»: главный герой Попович, коллега Титлинова, с памятником работает как доктор с пациентом. Все мышцы и кости называет, с удовольствием пользуется медицинской терминологией. Скульпторы к этому давно привыкли, а вот случайные гости художественного фонда могут испугаться. Представьте, что в стенах художественного фонда слышите задумчивое «Пришлось, правда, мужику голень ампутировать. Да берцовую кость сломать тоже пришлось» или отчаянное «Я сейчас тебе все кости переломаю». Угрожающе, верно? Но не паникуйте, не вызывайте полицию — это скульптор над новым произведением искусства работает!
***
фото: Так выглядит книга Сергея Титлинова.