X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Не слушайте головлевского Иудушку

Каковы паразиты современного общества? Да все те же: пьянство и пустословие, — говорят нам актеры драматического театра в новом спектакле «Господа Головлевы».

К роману Михаила Салтыкова-Щедрина тюменская драма обратилась не случайно. Директор театра Сергей Осинцев находит историю семьи Головлевых нестареющей, такая или очень похожая может произойти и в наше время, не только в середине XIX века.

Получившуюся постановку Осинцев называет необычной и захватывающей. Впрочем, от Романа Габриа обыденного и не ждали: этот петербургский режиссер до «Господ Головлевых» поставил в Тюмени два спектакля — «Грязнулю» и «Пушкин, Моцарт и Сальери». Оценки зрителей, выходивших из зала, каждый раз были очень неоднозначными. Одним понравилось, другие попросту не поняли режиссерской задумки.

«Господа Головлевы» — классический материал, рассказанный современным языком. Но пусть зрителей такой подход не пугает! Главное, опознать характерные для сегодняшней тюменской сцены тенденции. И тогда многое станет понятным.

Во-первых, камерность. Зрителей максимально приблизили к актерам — посадили их на авансцену, а не в зал. Стульев всего сто, так что попасть на спектакль «Господа Головлевы» труднее, чем на другие постановки.

Во-вторых, небогатая сценография: мало декораций, но каждый предмет на сцене играет четкую роль. Такие нынче тенденции: пустоты в сценическом пространстве должны заполнять не объекты — живые актеры.

При этом вся сцена засыпана пеплом (или чем-то его напоминающим) — вот на чем жизнь Головлевых стоит. Прямо перед зрителями стулья: актеры по ходу действия передвигают их, создавая пространство для новых мизансцен. На протяжении всего спектакля мы видим скелет коня, который Головлевы двигают за собой, перемещаясь по сцене — он остается с ними до конца истории, олицетворяя то ли «скелеты в шкафу» этого семейства, то ли циничную истину: «Лошадь сдохла — слезь». И этого реквизита довольно, все остальное актеры заполняют собой, своей игрой.

. Роман — жанр крупный, с массой героев и сюжетных линий, режиссеру, взявшемуся за него, приходится многое сокращать. А в оставшемся материале — заново расставлять акценты. Так что, увы: если зритель не читал роман Салтыкова-Щедрина, вникнуть в спектакль и понять его героев будет непросто. Недосказанность измучит. А избавить от нее может только сама книга. В этом смысле спектакль — находка для преподавателей литературы, которые часто вместе с «Историей одного города» рекомендуют школьникам к летнему чтению «Господ Головлевых».

Главным лицом в своей постановке Габриа делает Порфирия Головлева (Александр Тихонов). Сын Арины Петровны (Кристина Тихонова), хозяйки большого имения, он методично и незаметно для окружающих пытается стать единственным наследником.

Чтобы дать этому персонажу больше времени, режиссер экономит на других героях. Про Степана Головлева (его играет Сергей Осинцев), например, зритель понимает только то, что он пьяница, мот и балбес. Но это еще ничего, у режиссера Георгия Васильева в театре юного зрителя (Санкт-Петербург) этого героя вообще вырезали. Нам, конечно, неприятно терять любого персонажа. Но и режиссеров можно понять: загадочный образ Порфирия им куда интереснее. Можно дать волю фантазии: сделать его отвратительным, жутким или противным. Одно только неизменно: Порфирий Владимирович — всегда отрицательный персонаж.

У Габриа Порфирий в начале спектакля аристократичен, красноречив. Притом голос у него не лебезящий, как ожидаешь, а строгий, рассудительный. Истинный Иудушка-кровопивушка, как прозвал его старший брат Степка. Жонглирует словами так, что любого убедит в своей правоте. Eго главный довод — «небесные законы». Он призывает домочадцев по ним жить, хотя сам готов достигать цель самыми грязными способами. Брата Павла (Сергей Скобелев) Иудушка сам же и спаивает до смерти.

Павел Головлев, кстати, в постановке Габриа необычен. В книге это человек без поступков, без характера. На сцене он — эмоциональный и смешной, как ребенок. К нему проникаешься симпатией больше, чем к остальным героям.

Только он, в отличие от других героев, одетых в костюмы середины XIX века, бегает в футболке с изображением котенка. Возможно, таким образом режиссер его осовременил? Чтобы зритель понимал: в спектакле Павел — не такой, каким его написал Салтыков-Щедрин.

Что касается одежды, то с ней режиссер играет на протяжении всего спектакля. Герои то в современных костюмах, то в старинных. Возможно, это способ показать — глядите, если они наденут привычную нам одежду, ничего не изменится; их поступки и характеры знакомы и нам. Никуда не делось пьянство. Властные «Арины Петровны» продолжают тиранить родных на современных кухнях.

И вообще семейные ценности для многих потеряны — это приводит к таким трагедиям, как в спектакле: от пьянства умирает Степка-балбес, водка же губит и Павла Головлева. Заканчивают жизнь самоубийством оба сына Иудушки — Володенька (Игорь Гутманис) и Петенька (Николай Аузин): одному отец жениться не позволил, второму не помог долг вернуть. Умирает Арина Петровна. Убивает себя сиротка Любинька (Наталья Никулина).

Из всех Головлевых остается лишь Порфирий. Только что на самом деле творится в голове этого человека, который не раскаялся в том, что причинил близким столько горя?

Зритель додумывает сам: прощение ли он вымаливает или просто прячется от прошлого?

***
фото: Порфирий и Павел Головлевы.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта