Орган поет голосами ангелов
Великолепие органной музыки объединяет: слушатели, вне зависимости от вероисповедания, приходят за ней в тюменский костел.
Костел, если кто не в курсе, — это католический храм. Обычно в нем проводятся богослужения, он наполнен прихожанами. Но в особенные дни орган играет для всех тюменцев.
На прошлой неделе концертную программу «Ангельский голос» отыгрывали три дня подряд — в четверг, пятницу и в субботу. Все для того, чтобы даже очень занятые горожане могли приобщиться к прекрасному — к классике, объединенной темой ангелов в музыке.
В программе несколько произведений Иоганна Себастьяна Баха, среди них прелюдия и фуга си минор и ария «Erbarme dich» из духовной оратории «Страсти по Матфею». И то, и другое нередко выбирают для исполнения на органе. Арию, разумеется, поет солист, инструменты обеспечивают фон. В нашем случае, солистка — Наталья Терентьева, сотрудница филармонии. В некоторых произведениях ей помогал вокальный ансамбль мальчиков «Vivat-TRaMPLiN» из дворца спорта и творчества «Пионер». Чистые детские голоса мягко оттеняли глубокое меццо-сопрано Натальи Терентьевой, придавая старинным классическим композициям поистине мистическое звучание.
Из произведений Георга Фридриха Генделя была выбрана довольно печальная оратория «Теодора».
Концерт для скрипки ля минор в трех частях Антонио Вивальди менее претенциозен; он мог бы даже показаться неуместно оживленным в стенах костела, но грудной голос органа и совершенно не церковную музыку способен наполнить новым, смыслом.
А если нет. На фоне некоторых канонических произведений хочется в какой-то момент отвлечься и послушать нечто легкое.
Одной из таких трудных вещей можно назвать, скажем, «Panis angelicus» (лат. «Ангельский хлеб») французского композитора Сезара Франка, часть Пасхальной литургии, слова которой написал итальянский теолог Фома Аквинский. Впрочем, именно Франк считается одним из корифеев органной музыки и вообще вторым после Баха в этой области. Так что без него концерт просто не мог обойтись.
. Но чья бы музыка ни звучала в костеле: классиков конца XVII века или достаточно современных композиторов вроде Астора Пьяццоллы, для слушателей ее делала живой, осязаемой органистка Мария Блажевич, на три дня приехавшая в Тюмень из Томска.
В родном городе она играет на инструменте 1981-го года, но тюменский орган был создан в XIX веке и относится к так называемым «романтическим органам»; его конструкция хорошо приспособлена для исполнения композиций периода романтизма, тогда как барокко или современные произведения на нем играть тяжело.
Впрочем, с норовистым инструментом Мария Блажевич справилась как нельзя лучше: клавиши под ее пальцами порхали, тяжелый механизм из труб, передаточных устройств и клапанов издавал чарующие звуки — то нежные и романтичные, то глубокие и торжественные.
В паре с ней работал тюменский скрипач Даниил Eлькин; дрожащий голос скрипки придавал композициям нотку трагичности и ощущение чего-то глубоко мистического.
. В любой из трех концертных дней зал был заполнен. А значит, около трех сотен горожан приобщились к органной музыке, которая никого не оставит равнодушным.