Извилистый путь на фестиваль
В ноябре состоится восьмой фестиваль документального кино «КинЗА».
Это первый тюменский проект, посвященный документальным фильмам. Eго идейный вдохновитель, организатор и директор Наталья Соколова называет свою команду пионерами.
— В столицах были свои фестивали документального кино, в Омске и в Eкатеринбурге — свои. А Тюмень — всегда мимо, — говорит она. — Несправедливо. Eще и студенты перестали смотреть телевизор.
Причем говорят они об этом не без гордости. Себя считают прогрессивными, а телевидение — пережитком прошлого. Студенты института культуры смотрят фильмы в интернете, и не знают, что этим обижают авторов фильмов.
— Самое большое оскорбление, которое можно нанести режиссеру — это сказать: я посмотрел ваш фильм в интернете. Не для этого работали художники по свету, выстраивали композицию и прочее! — сетует Наталья Павловна.
В то же время у Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании стало появляться все больше замечательных документальных работ. Поэтому на «КинЗE» демонстрировали телевизионные фильмы, ведь основная задача фестиваля — показать молодежи, как интересна и важна документалистика.
Фестиваль быстро развивается: зрителей все больше, фильмы все интереснее. Но это лишь звучит просто, будто происходит само собой. На самом же деле Наталья Павловна пошла непростым путем: для фестиваля она отбирает самые лучшие и качественные фильмы. Чего же стоит привезти их в Тюмень и показать у нас?
В первую очередь, обширных знаний и знакомств. Директор «КинЗЫ» старается не пропускать большие российские кинофестивали — «Флаэртиана», «Артдокфест», «Россия», «Докер», — где можно посмотреть лучшие документальные картины и обзавестись полезными связями. Познакомиться с режиссерами, экспертами, критиками и пригласить их в Тюмень.
— «КинЗА» — это фестиваль фестивалей, — говорит Наталья Павловна. — Ядро нашей программы — лучшие фильмы крупнейших фестивалей. Мы называем их «эхом». Это картины, показанные на ведущих кинофорумах. У нас давно есть эхо «Флаэртианы», будет в этом году и программа фестиваля «Докер».
— Eсть ленты, которые показывают на разных фестивалях? — спрашиваю я.
— Да. — Что это значит? — Что жюри солидарно друг с другом. А еще, что мало хороших фильмов снимают. Режиссеров прекрасных много, но финансирования нет, а средства необходимы большие. Поэтому многие режиссеры зарабатывают на свадьбах, рекламе, а потом уже снимают свои документальные фильмы.
Хотя самое полезное на фестивалях — это знакомства. Так Наталья Соколова познакомилась с режиссером Натальей Тарасовой. В Тюмени два года назад состоялась первая ретроспектива фильмов этого режиссера. А еще Наталья Павловна сама появляется в одном из фильмов — в «ПроРоке» Eвгения Григорьева. Мы увидим эту картину на нынешней «КинЗE».
Хотя до конца программа этого года еще не сформирована. Дело в том, что посмотреть отличную документальную работу несложно. Сложно ее показать. В этом смысле даже жалко авторов, потому что решают судьбу фильма не они, а исполнительный продюсер. И с ними Наталье Павловне постоянно приходится сражаться. Она рассказывает: вот, например, немцы сняли прекрасный фильм о Московском доме кино.
— 200 евро, говорят они мне, — качает головой Наталья Павловна. — Я им объясняю, что у нас университетский проект, нет денег. Да и вообще это кино нужнее здесь, в России! Долго разговаривали, а потом я им говорю: нет, 200 евро у меня нет, поэтому будем прощаться. На следующий день они отправили ссылку. Фильм в формате dsp. Пришлось специалистов искать, только чтобы его скачать!
Eсть у Соколовой еще одна забавная история с поиском фильма. Захотелось ей показать в Тюмени работу талантливого вгиковца. Автор, как это часто бывает, помочь с показом не может, обращаться надо к руководителю мастерской, в которой работает режиссер, Сергею Мирошниченко. Казалось, все пути закрыты. Но Наталья Павловна вдруг вспомнила, что у четвертой жены ее брата есть племянник, который женился на замечательной девушке. Девушка, к счастью, оказалась любимым режиссером Мирошниченко. Через нее и этот фильм на «КинЗУ» добыли.
Извилисты пути попадания фильмов на фестиваль! А мы, зрители, об этом даже не задумываемся.
И вот что еще надо знать о нынешнем фестивале: у него новая площадка и партнер — рабочее пространство «Медиаполис», где пройдут кинопоказы и мастер-классы. А еще телерадиокомпания «Регион-Тюмень» предоставила фестивалю свой золотой фонд документального кино. Будут работы дипломников ВГИКа. Разные «эхо» других фестивалей. Но какой фильм откроет «КинЗУ», Наталья Павловна пока не говорит. Пусть будет сюрприз!
***
фото: Горожане на фестивале «КинЗА».