Выбрать однажды и навсегда
На прошлой неделе спортивная Тюмень поздравила с 40-летием коллектив СДЮСШОР N 4.
— Тюмень гордится достижениями воспитанников СДЮСШОР N 4, которые покоряют велотрассы всего мира, — говорит директор городского департамента по спорту и молодежной политике Eвгений Хромин. — Школа вносит свой вклад и в развитие других видов спорта: шахмат, бильярда и триатлона. Искренне рад за успехи ее воспитанников. Низкий поклон всем тренерам и тем, кто создает условия для спортсменов и помогает школе активно развиваться. Отдельно хотелось бы отметить директора Светлану Владимировну Кугаевскую. У нее в семье сильны спортивные традиции, она предана велоспорту, хорошо выстраивает отношения с тренерским штабом, проявляет личную заинтересованность в развитии школы, в продвижении каждого наставника и повышении квалификации каждого сотрудника. Мы очень горды тем, что у нас есть такие директора.
. А со Светланой Владимировной мы побеседовали на самые разные темы, от юбилея «четвертой» до секретов семейного счастья.
— Как отпраздновали 40-летие школы? Весь город, наверное, вас поздравлял?
— Весь город, к сожалению, подъехать не смог (улыбается). Были спортсмены, их семьи, ветераны. Не могу насмотреться на новые статуэтки, которые привезли нам наши воспитанники из Италии. Самая массивная — от Глеба Кугаевского. Он выиграл гонку на Апеннинском полуострове, получил приз, который подарил родной школе. Очень тяжелая вещь. И как ее до самолета дотащили — ума не приложу.
Другую статуэтку вручил Геннадий Федоров, заслуженный тренер России, первый наставник Сергея Усламина. Eго подарок станет переходящим кубком, который мы станем вручать лучшему тренеру школы в конце каждого года. Регулярно проводим такие конкурсы. Третий год подряд первым становится Александр Казаков.
— Вы пришли сюда в 12 лет. Почему выбрали именно велоспорт?
— Я жила неподалеку от 42-й школы, училась в ней, а там была велобаза. У нас весь класс занимался велоспортом. Сначала возникло просто желание покататься. Потом те, с кем пришла, разбежались, а я осталась. Не потому, что нравилось, а из-за ответственности. Моя гиперответственность сидит во мне с детства! Не могла подвести тренера. Раз он сказал «прийти», значит, я прихожу. Сказал «бежать» — бегу. Не пропустила ни одной тренировки. Тренер меня всегда ставил в пример остальным.
У меня пошли результаты, появился интерес к велоспорту. Правда, оторвалась от сверстников. Дети играют на улицах, а я езжу по соревнованиям. На одной из первых гонок в Ишиме сильно упала, полгода ходила с синяком под глазом. Eстественно, меня это не останавливало. Родители же были против моего увлечения: мол, не женское это дело. А тренер видел во мне перспективную спортсменку, пророчил карьеру в маунтинбайке. Я была выносливой, могла терпеть, плакала, но поднималась в горы. Были гонки по 30 километров. Казалось бы, не расстояние для велогонщика, но постоянный подъем, жара тридцать градусов. Невероятно тяжело! Хотелось все бросить. Говорила себе: вот доеду до финиша, и все. Проходило десять минут, и желание закончить карьеру пропадало.
— Почему в таком случае вы рано закончили с велоспортом?
— Из-за травмы: сломала таз. Лежала три месяца в одной позе, не вставая. После этого уже не могла заниматься спортом, даже когда восстановилась. Это было на уровне психологии: не получалось себя преодолеть. Боязнь получить рецидив травмы была велика. Поэтому уже в 18 лет я стала тренером.
— С тех пор вы бессменно работаете в СДЮСШОР N 4?
— Нет. В один момент я перестала справляться с нагрузками. У нас тогда не было машин, тренеры сопровождали спортсменов на велосипедах. Одну тренировку откатала, вторую, третью… Вечером приходила домой и падала без сил. Это был 1999 год. Я тогда работала на базе одна. Eстественно, моя ответственность не могла мне позволить бросить детей. Когда к нам приехали два тренера из Омска, поняла, что на них можно оставить ребят. Написала заявление об уходе и. ушла в никуда. Только потом появились мысли «А кому я нужна?» В итоге стала работать учителем физкультуры в 31-й школе. Там была велобаза, где работал мой муж — Олег Кугаевский.
— В школе с детьми было интересно?
— Нет. Физкультура — не мое. Когда пришла в общеобразовательную школу, очень сильно себя ломала. Выручило то, что предложили другую работу. Так я оказалась в СДЮСШОР N 4. Завуч, потом директор. Такая работа — для меня. Не все могут ладить с бумажками, а мне нравится. Ты не тренируешь детей, но стараешься улучшить жизнь наставников и спортсменов. К тому же у нас большое хозяйство: семь помещений по всему городу. Eсли все объехать, понадобится целый день. Все здания далеко не новые, самому юному из них — 20 лет.
— Как проходит ваш рабочий день?
— Все обычно. Только вечером я иду не домой, а смотреть все наши места тренировок. Ведь мы развиваем и платные услуги, обязаны это делать. И конечно, хочется, чтобы все наши помещения не простаивали. Развиваем беговелы, наше ноу-хау. В Тюмени этого нет нигде. Причем рекламу не даем, работает сарафанное радио. Желающих заниматься — море.
С 2016 года начали набирать в шахматную секцию детей с трех лет. Правда, не могу сказать, что это положительный опыт. Пока не хватает программ для работы и тренеров.
— Давайте разберемся, кто занимается платно, а кому доступны бесплатные занятия…
— Велоспортом бесплатно занимаются дети с десяти лет, шахматами — с семи. По этой программе у нас тренируются 350 велогонщиков, 1285 шахматистов, 93 триатлониста и 45 бильярдистов. Спортсмены другого возраста и взрослые приходят к нам уже на платной основе.
— Ну а что касается вашей главной специализации, велоспорта?
— В маунтинбайке у нас есть один хороший специалист. Результаты налицо. Наш воспитанник, 18-летний Артем Котов, входит в сборную России. Чего у нас еще нет, так это трека и трековых гонок. Ближайший был в Туле. Недавно построили в Омске. Но самое главное для всех велогонщиков, независимо от специализации, — шоссейная подготовка. Это база. Eсли у спортсмена есть спринтерские качества, он может быть успешным и на треке. Например, городской департамент по спорту и молодежной политике будет выплачивать нашей воспитаннице Диане Климовой ежемесячное пособие в 30 тысяч рублей. Согласитесь, неплохое прибавление к зарплате спортсменки, вошедшей в основной состав сборной России. До этого у нас не было тех, кто дорос бы на треке до уровня сборной. Хотя по своей специализации Диана — шоссейная гонщица.
— Давайте поговорим о семье. У вас она спортивная: муж и трое детей занимаются спортом. Дети осознанно выбрали такой путь или родители настояли?
— Наш старший, Никита, начал ездить с нами по соревнованиям, принимал в них участие, потому что мы с мужем там были. А сыну куда деваться? Было такое, что в школьные годы Никита ссылался на головную боль, чтобы пропустить занятие, но папа был непреклонен: мол, потренируешься, все пройдет. Мечтали, чтобы Никита стал чемпионом, чего-то добился в велоспорте. Сейчас понимаю, что если у ребенка что-то не получается, то пусть пробует себя в чем-то другом.
Средняя дочь Влада, ей сейчас 13, тоже в велоспорте. В шесть лет я ее отдала в танцы, только чтобы она не каталась на велосипеде. Как это ни странно, но я не фанат велоспорта, очень уж он травмоопасный. Переживаю за детей, особенно за девочек. Возила Владу на лыжные гонки, легкую атлетику, баскетбол. Но при нашей занятости много не навозишься. В итоге она ушла в велоспорт под папино руководство. Ничего, пусть работает! Наши дети должны трудиться, а когда настанет время выбора, пусть сделают это сами.
Младшая, 6-летняя Алена, ездит на беговелах и играет в шахматы.
— Вы с мужем отпразднуете в этом году 25-летие совместной жизни. Поделитесь секретами семейного счастья?
— Рецепт один. Мы в этом году женили сына и передали ему этот рецепт. Самое главное — как можно реже. видеться с женой (смеется). Муж у меня каждый год уезжает в марте на южные сборы, потом на соревнования. К семье он приезжает в октябре. До этого времени дома я его практически не вижу. Зато с октября по март папа — наш. У Олега была мечта стать тренером. Он грезил ею с четвертого класса. Тренирует с 18 лет, в СДЮСШОР N 4 работает уже четверть века. В 90-е подрабатывал в такси, на стройке, но с тренерской должности не уходил. Он — тренер до мозга костей, всегда хотел работать именно с детьми.
— Вы настоящий трудоголик. Из-за занятости на работе, наверное, проводите дома не слишком много времени. Что успеваете сделать по хозяйству?
— Вы не поверите, но у меня еще и дача есть, там растет трава. Дача — это для души. Приезжаю туда отдыхать, отвлечься от проблем. Дома, если честно, ничего не успеваю сделать. Надеюсь на детей. Да и бываем там редко. В основном, все на работе. Дома, кроме собаки и двух попугаев, мусорить некому.
— А если выдается свободная минутка, то готовите что-нибудь?
— Уже нет. Стараюсь повидаться с друзьями. Сейчас мы страдаем от нехватки живого общения. Недавно друзья позвонили, спросили: пойдешь на Розенбаума? Подумала, что если сейчас не соглашусь, то никогда не пойду, поэтому сказала «да». Сейчас снова начинается период посвящения семье. Муж вернулся со сборов. Начнем строить дом на дачном участке. А потом снова закружится-завертится жизнь велосипедная.
***
фото: Юные велосипедисты из СДЮСШОР N 4 ;Светлана Кугаевская.