Где ваш билетик?
Водители автобусов малой вместимости не забывают напоминать зазевавшимся пассажирам, чтобы те оплачивали проезд при входе. А вот билеты выдавать забывают. Или не хотят?
Недавно стала свидетельницей сцены: водитель такого автобуса заставил девушку оплатить проезд повторно. Eму, дескать, показалось, что при входе она этого не сделала. Кто-то вступился было за девушку — мол, мы видели, как она отдавала деньги, — но это не помогло. Билетика-то у пассажирки на руках не оказалось: ей не дали, а она и не попросила.
По словам директора «Тюменьгортранса» Алексея Санника, у водителей нет какой-либо заинтересованности в том, чтобы не выдавать билеты. Размер их выручки от этого не зависит. Другое дело, что большинство пассажиров сами отмахиваются от билетиков: не хотят набивать карманы и кошельки «лишними бумажками». Вот некоторые шоферы и расслабились.
— Мы проводим просветительскую работу на эту тему с перевозчиками, — говорит Алексей Олегович. — Однако кардинально ситуация изменится только в том случае, если каждый пассажир будет требовать билет, который является документом, гарантирующим его права.
Собственно, именно поэтому — с целью защитить права пассажиров — городская общественная палата в начале этого года выступила с инициативой перевести все автобусы, где нет кондукторов, на систему предоплаты. И городские власти инициативу поддержали.
— Только получив билет в начале поездки, пассажир может застраховать себя от разных неприятных ситуаций, — считает член палаты Антонина Новицкая, которая возглавляет рабочую группу. Eжедневно она пользуется услугами общественного транспорта, специально выбирая для поездок маршрутки, как их называли раньше.
— Отдав деньги, я всегда говорю, что мне нужен билет, — рассказывает Антонина Ивановна. — Раньше водители раздражались, теперь выполняют мою просьбу без проблем. А вот пассажиры недоумевают: «Зачем вам? Никто же не проверяет!» Выходит, граждане не понимают, что билет, в первую очередь, нужен им, а не контролерам.
Антонина Новицкая ведет с соседями по салону воспитательные беседы: например, о том, что любая страховая компания в случае, если пассажир получит травму в автобусе, попросит первым делом проездной документ. Захотите пожаловаться на качество услуг общественного транспорта? Будьте добры, тоже предъявите билет!
— Мы тесно взаимодействуем с «Тюменьгортрансом», городским департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта, с перевозчиками, — продолжает Антонина Ивановна. — Мы регулярно обсуждаем, как еще можно повлиять на ситуацию. Почему бы, скажем, перевозчику не устроить для пассажиров лотерею? Пусть сделают счастливый билетик, получив который, пассажир выиграет небольшой, но приятный приз. Или бесплатную следующую поездку.
А пока, отказываясь от билета, мы играем в совсем другую лотерею: повезет ли доехать до места назначения без неприятностей? Или придется потом на словах доказывать, что ты ехал именно в этом автобусе, именно в это время?
***
фото: Рекомендация на билете. Правда, чтобы прочитать ее, этот билет надо для начала взять.